Четыре этапа

Написано . в . Опубликовано в Власть

Ещё летом во Львове состоялось мероприятие под названием VIII Lviv Media Forum 2021, охарактеризованное его устроителями как «самая большая медиаконференция Центрально-Восточной Европы». К данному событию Украинский фонд культуры, упомянутый форум и портал Liga приурочили выход совместного спецпроекта «Четыре поколения украинской журналистики: от 1990-х до наших дней». Он был представлен как рассказ «о четырёх поколениях украинской журналистики, о людях, которые влияли на ее развитие, и тех,кто видел, как развивается, на что влияет и с какими вызовами сталкивались журналистика и журналисты за эти годы». Авторы разбили его на четыре периода. В каждом отмечаются знаковые события, персоны и ресурсы, характеризующие путь украинской журналистики, так сказать, «через тернии – к звёздам». За празднованием юбилея незалежности и последующими событиями этот проект остался в тени, а между тем он очень интересен в плане понимания того, что из себя представляла так называемая украинская журналистика на заре 90-х и во что она превратилась за тридцать самостийных лет.

Итак, первый период. 1991–1999 годы.

По мнению создателей проекта, событиями, достойными войти в исторические анналы, стали, например, выпуски новых печатных рупоров власти («Правительственный курьер» и «Голос Украины»), газеты «Украина молодая» и эскорт-издания KievPost. А также открытие в Киеве офиса украинской редакции «Радио «Свобода»». Уже сии примеры свидетельствуют о тенденциозности в подборе материала для юбилейной «летописи».

Кстати, «вехой» считается и то, что газета «Комсомольское знамя» была переименована в «Незалежність». Очень показательно переобулись украинские комсомольцы! До 1995 года издание имело тираж 1,5 млн экземпляров, поскольку промывание мозгов молодым людям щедро поддерживалось, однако после поддержка «Независимости» исчезла, и уже в 2000 году она перестала существовать – деньги закончились.

Упоминаются также первые коммерческие телестудии. Так, канал ICTV, начавший вещать в 1992 году, создавали совместно с самостийной Украиной американцы – корпорация Story First Communications. Печатный еженедельник «Зеркало недели» – тоже проект, уходящий корнями в США (год рождения – 1994-й). В 1995-м Джед Санден – тоже американец – основал KyivPost Україна.

Середина 1990- х – это также время рождения канала «Интер», ставшего эрзацем Общественного российского телевидения. Родился и телеканал  «1+1» – на сегодня самая отвратительная по уровню лжи телевизионная помойка. Но тогда, в 90-х, как говорится, ничто не предвещало такого финала, основали «плюсы» Олександр Роднянский, Вадим Рабинович и Борис Фуксман, его «фишкой» были телесериалы.

Чуть позднее, в 1997-м появился телеканал СТБ, и снова не без помощи американцев, а именно корпорации «Интерньюз нетворк». Иначе говоря, в 90-е американские «друзья Украины» приложили колоссальные усилия к созданию на Украине нового информационного пространства, которое послужило им в дальнейшем и служит сейчас.

Второй период – 2000-2008 годы. Самой значительной фигурой назван Георгий Гонгадзе, а ключевыми СМИ – проамериканская «Украинская правда», «Корреспондент» (основатель которого – всё тот же Джед Санден), плотно сидящая на западных грантах «Телекритика», крайне популярная на Галичине «Львовская газета». Утверждается, что в 2003-м «ЛГ» имела самый высокий рейтинг среди украинских изданий, но на самом деле она была известна исключительно за рекой Збруч.

Среди других «эпохальных» событий – запуск «Пятого канала» и создание Киевского независимого медиапрофсоюза (КНМП), объединившего под своим крылом многих «грантоедских» борзописцев. Забегая вперёд, замечу, что после государственного переворота 2014 года эта контора ни словом не обмолвилась в защиту журналистов, подвергавшихся репрессиям. Равно и как в защиту сотрудников СМИ, запрещённых уже Зеленским.

Третий период – 2009-2014 годы. Здесь самые главные «достижения» таковы: появление украинской версии телеканала Euronews и создание движения движения «Стоп цензуре». Как пишут сами авторы проекта «Четыре поколения…», медийщики «объединились против власти Януковича и цензуры, которая была навязана». Но вот ведь загадка: во времена «нечуваной свободы слова» Порошенко и во времена цензуры Зеленского это движение никак себя не проявило, молчит как рыба об лёд.

В 2013-м научились летать новые информационные пташки «Громадське радіо» и «Громадське ТВ». Но никакого отношения к «громаде» (обществу) они не имели – это птенцы гнезда Сороса, созданные на гранты его фондов и заточенные, прежде всего, на «революцию гидности».

К информационным вехам этого периода отнесены журнал «Новое время» Томаша Фиалы и, не поверите, центра «Миротворец»!

Впрочем, уже в новом, четвёртом периоде 2015–2021 гг. такой же вехой числится создание «Минстеця» – министерства информации и пропаганды. Так что удивляться, собственно говоря, нечему.

Среди всей этой шелухи вскользь упоминается убийство журналиста и телеведущего Олеся Бузины, которого не потребовал раскрыть никто из «медиапрофсоюза» и ему подобных организаций.

Это плоды полной деградации журналистики как профессии.

Четыре периода, заявленные авторами проекта, – это не путь «через тернии к звёздам», а просто этапы этой деградации.

Обратная ссылка с вашего сайта

Оставьте комментарий

150