С живой копейкой: нужна ли украинцам монетизация льгот?

Написано . в . Опубликовано в Новости

В этом году правительство собирается продолжить работу над переводом льгот украинцам в денежные выплаты. Плюсы и минусы такой монетизации льгот, а также хватит ли на эту инициативу денег в бюджете в очередной раз обсуждают эксперты.

Пока что разговоры о монетизации льгот – это лишь планы. Четкого алгоритма действий и законопроекта по монетизации нет, его только разрабатывают.

«Есть отдельные предложения (например — выдавать деньги на проезд студентам вместо 50%-ной его оплаты, или пенсионерам, имеющим право на бесплатные лекарства и т. д.). Но цельный документ пока не разработан — это очень сложно»,

— разъяснил замглавы комитета социальной политики Верховной Рады Сергей Каплин. Понять почему так происходит несложно, ведь со временем монетизировать придется также льготный отдых в санаториях, и многое другое.

Однако первые шаги Кабинет Министров уже сделал. Больше года назад премьер Арсений Яценюк поставил задачу сократить число льготников вдвое (сейчас их — до 17 млн. чел.). Полностью задача не выполнена, но тем, у кого доходы за последние полгода превышали 1710 грн в месяц, льготы по коммунальным услугам заменили на субсидии (для многих сумма субсидий меньше, ведь льгота по «коммуналке» составляла 50—75%).

В ближайших планах Министерства социальной политики— замена деньгами бесплатного проезда:

«Хотелось, чтобы каждый малообеспеченный льготник имел достаточную сумму для проезда. Но важно пояснить людям, что изменилась система: право на бесплатный проезд осталось, но нужно купить билет или жетон, за деньги государства. Если будет финресурс и политическая воля, запустить механизм можно за 2—3 месяца»,

— считает министр сополитики Павел Розенко.

Экономисты же напоминают, что льготы монетизированы практически во всем мире, а в нынешней их форме продолжают эксплуатироваться только в постсоветских странах, пишет «Сегодня».

По мнению старшего консультанта по вопросам соцзащиты населения Института местного самоуправления Антона Левицкого, сначала надо монетизировать бесплатный проезд, так как эта льгота — самая распространенная. К тому же она не выполняется в глубинке (пенсионерам положено ездить бесплатно в пригородных автобусах, но их не возят, так как перевозчики частные), а городской транспорт переполнен пенсионерами, имеющими безлимитный проезд.

При этом государственный бюджет затраты транспортникам полностью не компенсирует, ссылаясь на то, что нет механизма учета льготников. Как рассказал Антон Левицкий, еще в 2012 году их институт предложил ввести норму на 10—12 поездок в месяц: в собес, поликлинику, на рынок — и выдавать на них деньги всем, кому положена льгота. «Но власти хотят оплачивать проезд по факту использования, это им дешевле. А подсчитать число льготников-пользователей они не могут физически — нет системы учета».

А вот политолог Вадим Карасев против «живых» денег на льготы, прежде всего на проезд:

«Надо выдавать проездные билеты — на месяц, либо на число поездок в пригородном транспорте. Заодно и решим проблему учета. Также со временем надо поступить и с другими льготами: лечение, оздоровление, стоматология. Но говорить о монетизации преждевременно, пока не начнет развиваться экономика — сейчас у нас на это не хватает денег».

В странах Евросоюза есть льготы, но не за заслуги. Например, в Польше студенты имеют право на бесплатный проезд или, при польских корнях студента-иностранца, даже учиться бесплатно.

В Финляндии инвалиды и многодетные семьи могут получить скидку на аренду, или вообще проживать в квартире бесплатно, а молодым мамам выдаются обязательные спецкоробки с детской одеждой, постелью и игрушками (сама коробка может использоваться как кроватка). Во Франции дети могут бесплатно ездить в школьном автобусе.

«Для бедных детей питание в школах бесплатное. Это хорошо, ведь ежедневно обед может стоить 3—6 евро, а присмотр няни — 1—3 евро»,

— рассказала француженка Людмила Морин.

Обратная ссылка с вашего сайта

Оставьте комментарий

136