Подводная лодка в степях Украины

Написано . в . Опубликовано в Новости

 

Во время крымских событий практически все ВМС Украины оказались заблокированы в портах Крыма. Надводные корабли и катера застряли в Донузлаве, а другая часть осталась в бухтах Севастополя. В их числе оказалась и подводная лодка проекта 641-Б «Заорожье». Несмотря на ее преклонный возраст, субмарине было уже за 30 лет, украинские моряки провели ремонт, поставили новое оборудование и  (АКБ )аккумуляторную батарею. Некоторая часть экипажа прошла стажировку заранее на подводной лодке «Алроса» Черноморского флота России. Начались ходовые испытания и уже прошли даже первые6 погружения. Но грянул 2014 и теперь над ПЛ развевается андрревский флаг. Дальнейшая судьба неизвестна, то ли переоборудовыание в музей или кабак или догнивание у пирса в ожидании утилизации. В печати утверждалось, что больше ПЛ у Украины нет. Ошибочное мнение.
1

Что похожее пережила и подводная лодка проекта 690 (Кефаль) — «СС-310». Которая носила сначала флаг советского ВМФ, потом российского, а позже подняла стяг украинских ВМС.

Субмарину заложили в 1969 году в Комсомольск-на-Амуре на завод имени Ленинского комсомола. Спустили на воду в следующем году — 10 июля 1970 года. В ноябре 1970 года вошла в состав Тихоокеанского флота и зачислена в состав 4-й БрПЛ 6-й ЭскПЛ КТОФ с базированием на бухту Золотой Рог (г.Владивосток);

Представляла собой лодку-мишень для испытательных стрельб новых образцов противолодочного оружия по натурной модели. Разработчик ЦКБ-112 (ныне нижегородское ЦКБ «Лазурит»). Длительное время являлась единственной в миресубмариной-мишенью специальной постройки.

По требования техзадания должна была выдерживать попадания инертных (т.е.не снаряженных взрывчатыми веществами) образцов противолодочного оружия:533-мм торпед массой до 2,2 тонн на скорости до 50 узлов либо реактивных глубинных бомб РГБ-60 калибра 212 мм с массой 110 кг. Подобные задачи решались в истории подводного судостроения впервые.

Лодка двухкорпусная, выполнена с учетом результатов проекта «Енот-Г», реализовывавшегося в начале 1960-х годов (создание лодок-мишеней на базе серийных дизель-электрических субмарин проектов 613 и 633). Основной задачей было обеспечить усиленную конструктивную защиту с погашением значительной кинетической энергии торпеды. В конструкции реализован принцип частичной независимости обоих корпусов (легкого и прочного) за счет отсутствия жестких конструктивных соединений между ними — связывающие стойки выполнены легко сминающимися.

Водоизмещение надводное/подводное 1910/2940. Длина корпуса около 70 метров, ширина около 9 метров. Глубина погружения 300 метров. Наибольшая скорость под водой 18 узлов, над водой по разным данным 10–12 узлов. Энергоустановка по техзаданию унифицировалась с энергоустановкой ракетной дизель-электрическойсубмарины проекта 651. Экипаж по разным данным 33–34 человека. Лодка оснащалась всплывающей спасательной камерой многократного применения, вмещавшей трех человек.

Лодка вооружалась двумя торпедными аппаратами: одним калибра 533 мм (боезапас шесть торпед СЭТ-65, САЭТ-60 или 53-65К) и одним калибра 400 мм (боезапас четыре торпеды МГТ-1, СЭТ-40 или средства гидроакустического противодействия).

Всего было построено четыре лодки: С-368 (Тихоокеанский флот), С-226(Черноморский флот), С-256 (Северный флот, с 1991 года Черноморский) и С-310(Тихоокеанский флот, затем Черноморский).

 

2

В 1975 году была проведена модернизация для отработки по ней гравитационными противолодочными снарядами (РКП-5) комплекса «Ливинь», после чего прошли испытания.

17

3.

3

В 198? (не в курсе даты) был совершен переход Северным морским путем с Дальнего Востока на Север. Перед этим входила в состав 182-й ОБрПЛ КТОФ (предположительно с 1975 года). По некоторым данным (?), скорее всего ошибочным, переводилась (возможно была перечислена, но не переводилась) на Балтийский флот;

16

К 1984 году переведена на Черное море по системе внутренних водных путей и включена в состав Черноморского Флота. Использовалась в качестве корабля-мишени, неоднократно получала повреждения от попадания торпед и приходила в базу с застрявшими в корпусе или обтекателе ГАС частями подводного оружия. В целях безопасности, после каждого попадания торпеды, корпус и винто-рулевая группа обследовались водолазами;

5.

7

По состоянию на август 1997 года нуждалась в ремонте и находилась в составе 155-й БрПЛ КЧФ в Южной бухте г.Севастополь. В этом же году подлодку исключили из состава флота и поставили на отстой.

7.

8

В 1999 году Севастопольский отдел реализации военного имущества Черноморского флота Российской Федерации провел аукцион, на который были выставлены предназначенные на слом корабли и суда (включая CC-310). Однако, как сообщил Интерфакс-Украина, ни один корабль продать не удалось.

8.

9

Моряки-ветераны Украины имели намерение сделать в Киеве музей, среди экспонатов которого была бы лодка. Их поддержали другие ветеранские организации. На запрос Украины
в октябре 1999 г. председатель Совета министров РФ Владимир Путин подписал распоряжение (распоряжение Правительства РФ № 1687 от 19.10.1999) о передаче в дар
Украине СС-310 для организации военно-морского музея. Президент Украины поручил Кабинету министров Украины принять меры по созданию военно-морского
музея, обеспечению транспортировки и ремонта полученной от России ПЛ. В конце юнцов приняли решение о бесплатной её передаче Киевскому международному
благотворительному фонду «Славутич».

9.

10

В 2000 году подлодку разоружили и передали Украине.
10.

12

31 января 2001 года подлодку передали фонду «Славутич» (Украина) для переоборудования в музей (г.Киев) распоряжением Кабинета Министров Украины №23-р от 31.01.2001. Стоимость работ, которые по поручению Президента Украины должны были финансироваться кабинетом министров, должна была составить порядка 100 тысяч долларов США. В конце года херсонская судоходная компания отбуксировала ее из Севастополя в Херсон на Херсонский судостроительный завод для временной стоянки. Лодка была в еще нормальном состоянии. Для ее дальнейшей буксировки необходимо было ее поднять на понтоны. Так как ее осадка не позволяла пройти шлюзы на Днепре. Но как обычно денег государство ветеранам не дало. начались бюрократические переписки и отписки. А лодка начинала ржаветь у причала. Так как за охрану ПЛ никто не платил, то на нее повадились охотники за цветными металлом, которые скручивали все что представляло малейшую ценность. В один из дней или ночей была скручена забортная арматура и в отсеки пошла вода. Бороться за живучесть было некому, да и никто не собирался. В результате лодка легла на грунт, благо возле стенки завода глубина была небольшая.

11.

13

Потом наступил оранжевый 2004 год и Фонд просто «забыл» о ней. Бывший мэр Херсона владимир Сальдо в свое время предлагал оставить субмарину в Херсоне и сделать музейный комплекс с питейным заведением. Желаний и проектов хватало, но опять все упиралось в денежные средства, которых как всегда не хватало. В результате лодка продолжала ржаветь омываемая днепровскими водами.

15

В 2010 году Херсонская областная государственная администрация в рамках сотрудничества с региональными организациями казацкого движения вернулась к идее создания в Херсоне отделения Морского музея Украины на базе ПЛ СС-310, находящейся в полузатонувшем состоянии в одном из затонов Днепра на территории ОАО «Херсонский судостроительный завод». На ПЛ предполагалось разместить масштабную историческую экспозицию, посвященную развитию и достижениям казацкого флота в Украине и, в частности, на Нижнем Поднепровье. Но планам помешали очередные политические потрясения в стране. За 13 лет «подводного плавания» корпус лодки основательно подточен коррозией и вполне вероятно, что ПЛ постигнет печальная участь быть разрезанной и отправленной в металлолом. Хотели музей, а получилось как всегда.

олег
Олег ГРУШКО

Обратная ссылка с вашего сайта

Оставьте комментарий

152