Год на границе

Написано . в . Опубликовано в Новости, силовые структуры

В марте прошлого года на Херсонщину начали прибывать первые подразделения Вооруженных сил и Госпогранслужбы, которые должны были стать на защиту материковой Украины в случае дальнейшей агрессии России из Крыма. Тогда мало кто мог предсказать, как будут развиваться события. Но условия, в которых оказались наши военные, были, мягко говоря, плохими. Четыре бетонных блока и несколько бойцов — такими были первые посты пограничников на пути к полуострову на Чаплынском, Каланчакском и Чонгарском направлениях.

Год на границе

Что изменилось за этот год? Хорошо укрепленный сейчас границу? Как происходит пересечение админгранице и почему на дорогах до полуострова образовались километровые очереди грузовиков? Обо всем этом мы узнали, побывав на контрольных пунктах въезда — выезда (КПВВ) «Каланчак» и «Чаплынка».

Переселение

Вообще стоит начать с того, что прошлой весной Херсон принял к себе Азово-Черноморское региональное управление Госпогранслужбы. Тогда его основу составляли пограничники, которые не предали украинскую присягу и вышли из Крыма во время российской оккупации. Постепенно наладив добрые отношения с местными властями и волонтерами, «зеленые береты» освоились в Херсоне. Отремонтированы помещения управления, предоставлено здание под Херсонский пограничный отряд, осуществляется доукомплектование личным составом, улучшаются жилищные условия бойцов. Конечно, не все идет гладко, есть проблемы. Но сами пограничники говорят о них сдержанно — «рабочие моменты». Время от времени появляется информация о взятках, которые требует украинская сторона для более быстрого пересечения границы с Крымом. На днях, кстати, такой случай произошел на КПВВ «Чонгар». Пока его не комментируют, но, как ранее отмечал помощник начальника Азово-Черноморского управления Андрей Базан, за такие поступки некоторые бойцы уже потеряли должности и место работы.

Изменения

Приехав на любой из КПВВ и сравнив с тем, что пришлось видеть здесь год назад, нельзя не заметить очевидных изменений. Да иначе и быть не могло, ведь прошло достаточно времени, чтобы наладить работу пограничников и таможенной службы.

Год на границе

«Выполнена действительно значительная работа по обустройству пунктов контроля на админгранице. Мы стараемся создать комфортные условия для пересечения ее гражданами и транспортными средствами. Это предоставление отдельных полос движения, размещения дополнительных кабинок паспортного и таможенного контроля. Также оборудованы места для несения службы и отдыха личного состава: как на постах, так и в отделе. Его расположили на территории заброшенного детского сада в селе Красный Чабан. Здесь немало сделали волонтеры. Помогли и деньгами, и стройматериалами, и техникой, — рассказывает руководитель пресс-службы Херсонского пограничного отряда Максим Сорока. — Территория всех КПВВ надежно защищена. Ведется видеонаблюдение окрестностей и на самих пунктах контроля. По всей админгранице стоят фортификационные сооружения, которые в случае агрессии со стороны Крыма должны помешать планам противника. Укрепление осуществляется и сейчас. С техникой и вооружением у нас все в порядке».

По словам Максима, они держат тесный контакт со всеми силовыми структурами. Благодаря этому, задерживали людей, которые причастны к сепаратистским группировкам, вербовщиков, боевиков. Останавливают контрабанду: оружие, боеприпасы, наркотики, деньги. Вооруженных провокаций с сопредельной стороны (именно так здесь называют российских силовиков) не случалось. «Ведется постоянное взаимное наблюдение за перемещением техники и ситуацией на границе с помощью пилотных и беспилотных летательных аппаратов, но без проникновения на территорию друг друга», — говорит Максим Сорока.

Очередь в 15 километров

С первого января 2015 года на всех КПВВ по дороге в Крым не исчезают длинные очереди грузовиков. Проблема — в российских таможенниках, объясняют нам пограничники. По неизвестным причинам, они начали работать крайне медленно. Если раньше через наши пункты проходило до 200 фур за смену, то теперь, в лучшем случае, — 40 — 50.

Год на границе

«На КПВВ «Каланчак» образовалась очередь длиной в 500 машин, это около 15 километров. На «Чаплынке» меньше, где-то 300 машин. Смежная сторона пропускает в среднем один грузовик за час. Это очень медленно. Почему они так работают, неизвестно, — говорит офицер Херсонского пограничного отряда Григорий Жайворонко. — Мы стараемся не задерживать людей. Фуры осматриваем за 10 — 20 минут, а паспортный контроль пешеходов — не дольше двух минут, если нет ничего подозрительного. Чтобы без проблем пересечь админграницу в крымском направлении, надо предъявить гражданский и заграничный паспорта гражданина Украины, свидетельство о рождении ребенка и свидетельство о возвращении в Украину. С российскими паспортами, выданными в Крыму, в Украине не впускаем».

Ностальгия

В километровых очередях водителям грузовиков приходится простаивать дольше недели. Кто-то готовит обеды прямо в поле, другие покупают еду у крестьян, которые подвозят сюда различные блюда. У них — значительно дешевле, чем в нескольких придорожных кафе, которые «выросли» здесь под «горячий» момент. В Крым больше всего везут продукты питания, оттуда — стройматериалы.

Год на границе

Дмитрий Ляшко — дальнобойщик со стажем. В этот раз везет в Крыму картофель. В очереди — уже одиннадцать суток. Говорит, такого еще не было. «К украинской стороне у меня претензий нет. Все слаженно, быстро, никаких взяток давать не приходилось. Россияне же «придираются» ко всяким мелочам, — говорит Дмитрий. — А скоро начнется сезон, овощи, фрукты везти еще больше. Что здесь будет — трудно представить». Дмитрий живет в Керчи. Признается, что скучает за Украиной. «Все было просто, жили в одной стране, не было границ… — размышляет водитель. — Зачем они сюда полезли, Бог его знает. Теперь столько преград создали людям. Ну, может когда-нибудь все вернется…»

В Херсон — за тысячу гривен

После решения украинской власти отменить автомобильное и железнодорожное сообщение на пунктах пропуска образовались не только очереди из фур, но и таксистов. Организованный подвоз к границе налажен плохо. Автобусы, которые раньше шли в Симферополь, Керчь, Ялту, дальше, чем граница, не едут, а многие из крымских рейсов совсем не работает. Этим пользуются водители такси. Они предлагают довезти граждан до ближайших автостанций: Чаплынка, Каланчак, Херсон. Цены — высокие. В областной центр (130 км) вас повезут за одну тысячу гривен. Не под запись один таксист признается, что люди едут, потому что другого транспорта нет. Автобусы ходят нерегулярно. Хотя с крымской стороны до границы можно доехать без проблем. Областная власть обещала наладить подвоз на Херсонщине, но пока что все осталось на словах.

Иван Антипенко, «День».

Обратная ссылка с вашего сайта

Оставьте комментарий

151