ГАЗ ИЗ… СОЛОМЫ

Написано . в . Опубликовано в Новости

Херсонская область в настоящее время потребляет ежесуточно 664 тыс. кубометров лимитированого газа. Из них 260 тыс. кубометров уходит на коммунальные нужды. То, что поставки газа могут быть увеличены –надежды мало, даже если область будет в полном объеме и своевременно платить за «голубое» топливо. Газотранспортные магистрали тоже имеют свой предел. Себестоимость добычи одной тысячи кубометров природного газа в Украине стоит приблизительно 126 грн. Было бы этого газа побольше… . Облагосадминистрация отчитались, что на строительство и реконструкцию объектов газоснабжения в 2005 году было израсходовано из госбюджета 2 млн. 628 тыс. грн. Планируется и в нынешнем году вести работы по газификации населенных пунктов. Наверное, руководители области еще не осознали, что природный газ – это вчерашний день энергетики Украины.

Почему вообще используется газ в коммунальной сфере, а не электричество? Ведь «голубое» топливо взрывоопасно, его сложно транспортировать. Дело в том, что в Советском Союзе газ был самым дешевым и распространенным энергоносителем. Но ситуация на рынке энергоносителей меняется. С каждым годом импортное углеводородное сырье становится дороже. Херсонщина не располагает собственными невозобновляемыми топливно-энергетическими ресурсами.

Правда, есть небольшие залежи торфа в Голопристанском районе, разработка которых достаточно интенсивно велась в 1950-е годы. Таким образом, энергетика региона полностью зависит от внешних поставок энергоносителей. Для решения проблемы дефицита энергоносителей все средства хороши. Использование силы ветра, солнечного излучения, сбрасываемой воды очистительных сооружений и других нетрадиционных источников энергии – требует значительных капиталовложений. К тому же, рентабельность нетрадиционных источников энергии пока уступает традиционным. Херсонская область богата на растительные отходы (солома, кукурузные кочерыжки и др.). Ежегодно сотни тонн пожнивных остатков утилизируют любым доступным способом. Зачастую их попросту сжигают.

В Голландии, например, существуют мощные теплогенераторные станции, которые работают на смеси соломы и мазута. Аграрные отходы можно превратить на газогенераторных установках в смесь горючих газов. Такое оборудование использовалось в СССР в 1930-х годах, а также в послевоенные годы. Газогенераторы позволяют получать газовую смесь, которую можно подавать как топливо непосредственно в цилиндры двигателя. Эта смесь обладает меньшей мощностью, чем бензинно-воздушная, но если нет альтернативы… На прошедшем недавно Глобальном Конгрессе Двигателистов шла речь и о современных локомобилях.

Локомобиль — это паросиловая установка, состоящая из объединённых в один агрегат парового котла, поршневой паровой машины и вспомогательных устройств. Передвижные локомобили применяются преимущественно в сельском хозяйстве. Стационарные локомобили, предназначенные для небольших промышленных предприятий обычно служат для привода генераторов электрического тока. Топливом для локомобилей служат различные отходы или местное топливо (дрова, торф). Достоинства локомобиля – простота и надёжность, нетребовательность к качеству воды и топлива, большой срок службы. Основной недостаток — невысокая экономичность. Производство локомобилей в СССР было прекращено в 1960-х годах.

А еще из отходов животноводства на биоустановках можно получать газ (в основном метан). При этом, кроме газа получается ценное органическое удобрение. Биореактор объемом в 50 куб. метров производит в течение суток 100 куб. метров газа. Подсчитано, что переработка навоза от 10 голов большого рогатого скота дает ежесуточно приблизительно 20 куб. метров газа. Этого достаточно для удовлетворения бытовых нужд. А вот из одной тонны соломы можно получить в 10 -15 раз больше газового топлива.

Биогазовые установки производятся в Украине, например, в Николаевской области. Однако внедрение идет «туго» (в Китае их сотни тысяч). Дело в том, что более 90% скота находится в частных мелких хозяйствах. Пару десяток бурёнок на подворье –это уже мини-ферма, другой уровень производства. Таких подворий пока мало. Большинство сельхозпредприятий настроено на быструю отдачу от вложенных средств. Да и средств этих не хватает, чтобы затыкать финансовые дыры. Быть может в аграрном секторе экономике вместо льготных тарифов на потребляемую электроэнергию для плательщиков единого налога, следует ввести лимитированные? Тогда то сельхозотходы и станут сырьем. Глядишь, забытые локомобили появятся в хозяйствах.
2006 г.

Виталий Москаленко

Обратная ссылка с вашего сайта

Оставьте комментарий

153