В память изобретателя противотанкового «ежа»

Написано . в . Опубликовано в Новости

В преддверии 71-й годовщины освобождения Бериславского района от немецко-фашистских захватчиков и 70-летия Победы над фашизмом в Великой Отечест­венной войне благодарные бериславцы увековечили имя еще одного своего знаменитого земляка.
На территории парковой зоны с архитектурными формами, посвященными бериславцам, участвовавшим в Великой Отечественной войне, сооружен памятный знак в виде противотанковых ежей (на фото). На его мемориальной доске значится: «Михайло Львович Горіккер (1895–1955 р. р.), генерал-майор технічних війск. Народився в м. Бериславі. Винахідник протитанкового інженерного загородження “ЇЖАК”».

Гориккер Михаил Львович родился 13 января 1895, в городе Берислав Херсонской губернии. В 1908—1915 — ученик слесаря-кузнеца, затем мастер в кузнечном цехе слесарно-механической мастерской в городе Каховка. 1915—1916 — рядовой на фронтах Первой мировой войны. В 1917 году, в связи с тяжелыми ранениями проходил лечение в госпиталях. С 1918 года — в Красной Армии. Участник Гражданской войны. В 1919 году — курсант, затем организатор командных курсов. Занимал посты: Комиссара полевых госпиталей Юго-Западного фронта, Комиссара Курсов тяжелой артиллерии, затем Комиссара пехотных командных курсов. 1923 год — слушатель Военно-педагогических курсов РККА, после окончания которых, с 1925 по 1928 год — главный инспектор Политуправления РККА по военно-учебным заведениям. В 1929—1933 — слушатель Военной академии механизации и моторизации РККА им. Сталина, окончил инженерно-командный факультет, специализация — конструктор боевых машин. После окончания — военный инженер мотомехвойск РККА. С 1934 года — начальник Московского танко-технического училища. В 1938 году училище под его командованием переведено в Киев c переименованием в Киевское танко-техническое училище имени С. К. Тимошенко. Гориккер одновременно назначен Начальником гарнизона города Киева. В 1940 году при введении в Красной армии генеральских званий, получил звание генерал-майора технических войск. В июне-июле 1941 года руководил подготовкой Киева к обороне, а также занимался эвакуацией заводов, фабрик, учебных заведений, в том числе возглавляемого им танкового училища. Затем откомандирован в Москву для организации специализированного Управления автомобильными войсками РККА. В 1942—1943 годах — Начальник автотранспортного Управления Главного Управления автодорожной службы Красной Армии, одновременно Начальник оперативной группы Ставки на Сталинградском фронте. В 1943 году — Генерал-инспектор Главного автомобильного Управления Красной Армии. В 1944—1945 годах — Начальник автомобильного управления Ленинградского фронта. В 1945 году — Начальник инспекции Главного автомобильного Управления Красной Армии. В 1946—1950 — начальник Рязанского военно-автомобильного училища. С 1951 года — в отставке. Генерал Михаил Гориккер скончался 19 октября 1955 года, похоронен в Москве на Введенском кладбище.

Гориккер М. Л. получил инженерное образование и, будучи в числе организаторов танковых войск Красной Армии, создал танкодром под Солнечногорском на территории Московского танкотехнического училища. Здесь впервые у Гориккера зародилась мысль о совершенно новом принципе разработки конструкции оборонительных сооружений, которые были бы способны не только остановить танк, но и вывести его из строя.

В первые дни войны, он сумел в кратчайшие сроки закончить все расчеты конструкции своего изобретения. Испытания на полигоне прошли 3 июля 1941 года и новое противотанковое препятствие — «Звездочка Гориккера» — было принято Государственной Правительственной комиссией на вооружение Красной Армии.

еж

Революционность изобретения заключалась в подвижности «ежа», в отличие от принятого к тому времени статичного противотанкового препятствия. Под натиском танка «еж» переворачивался, оказывался под ним, приподнимал машину над землей и выводил из строя ходовую часть. Либо, под собственной тяжестью танк, «севший» на «еж», пробивал днище и не мог продолжать движение.

При изготовлении «ежей» на местах, были случаи, когда нарушая замысел изобретателя, их размер увеличивали в полтора — два раза, что лишало их задуманного основного предназначения. Суть заграждения состояла в том, что ёж должен быть выше, чем клиренс танка, но ниже или на равной высоте от грунта до верхнего края нижнего лобового листа танка. Только при этом условии он переворачивался, а не отодвигался. Идея была подкреплена точными расчётами конструкции: максимальная высота «ежа» — от 0,8 до 1,0 м; выбор материала для изготовления — нарезанные рельсы, которые обеспечивали необходимую прочность; способ крепления — сварка под определенными углами. Учтена была наиболее рациональная расстановка заграждений: четыре ряда в шахматном порядке. Простота изготовления позволила в кратчайшие сроки обеспечить Красную Армию новым противотанковым заграждением, а вес конструкции делал ее мобильной и легкой в установке.

 

Обратная ссылка с вашего сайта

Оставьте комментарий

154