Последний причал испанского теплохода в Херсоне

Написано . в . Опубликовано в История, Новости

«Ciudad de Tarragona» (исп. Город Таррагона) — товаро-пассажирский теплоход, построенный на верфи «Union Naval de Levante SA» в Валенсии в августе 1933 года по заказу частной средиземноморской компании «Cia Trasmediterranea».

Водоизмещение 2470 тонн, длина — 76 м, ширина — 11,14 м, осадка 5,2 метра. Два дизеля Круппа общей мощностью 1500 л.с. обеспечивали судну скорость в 14 узлов. Комфортабельный лайнер обошелся заказчику в 5 000000 песет. Спуск «Ciudad de Tarragona» на воду 4 сентября 1933 года «Ciudad de Tarragona» вышел из порта Валенсии в свою первую поездку в Пальму. После ввода в эксплуатацию он совершал регулярные рейсы на Балеарские и Канарские острова, доставляя каждый раз 230 пассажиров и 264 тонны грузов. Экипаж – 108 человек.

23 июля 1936 года «Город Таррагона» был реквизирован республиканским правительством и отправлен в Марсель за грузом боеприпасов. Далее корабль был задействован в переброске интернациональных бригад и вооружения в разные порты Испании. Лайнер «Ciudad de Tarragona» В июле 1938 года капитан-республиканец Родриго Эрнандес (о его непростой судьбе мы уже рассказывали выше) привел «Ciudad de Tarragona» в советскую Одессу. На его борту были испанские дети, вывезенные из порта Картахены. Отправиться сразу в обратный рейс судно не могло, поскольку нуждалось в ремонте. А вскоре и возвращаться стало некуда – в Испании уже победили франкисты.

После конфискации судна Советским Союзом (по официальной версии — в счет долгов Испанской Республики за поставки оружия) сначала предполагалось перевести его на Дальний Восток, но из-за сложной международной обстановки переброска не состоялась. 30 октября 1939 года испанский корабль включили в состав Черноморского флота под названием «Львов» и определили на Крымско-Кавказскую линию.

В свой последний предвоенный рейс теплоход вышел из Одессы 20 июня 1941 года, однако в Керчи этот поход прервался в связи с началом войны.

«Львов» в порту Одессы

8 июля 1941 года корабль был мобилизован и переоборудован в плавучую базу для подводных лодок. Судно перевели в Балаклаву, где оно обеспечивало базирование подлодок. Теплоход окрасили в шаровой (серо-дымчатый) цвет и вооружили: на корме установили одно 76,2 мм орудие, на носу — два 45 мм орудия, а также пулемет ДШК на мостике. В конце октября немцы подошли к Севастополю, поэтому 3 ноября подводные лодки ушли из Балаклавы на Кавказ. На следующий день «Львов», погрузив на борт демонтированное оборудование береговой базы, перешел в Очамчире, где корпус плавбазы закамуфлировали. Функции плавбазы теплоход исполнял до 17 декабря 1941 года.

«Львов» в Очамчире

23 декабря 1941 года «Львов» передали медицинской службе Черноморского флота и переклассифицировали в санитарный транспорт. На нем была развернута операционная и три перевязочных, а все свободные помещения приспособили под палаты для раненых. Медицинский персонал состоял из 5 врачей, 12 медсестер и 15 санитаров. Главные врачи — военврач II ранга С.И. Лещинский, майор медицинской службы Я.С. Полиновский.

На судно пришел и новый командир — старший лейтенант (впоследствии капитан III ранга) Валерий Ушаков (именем этого героя позже назовут один из кораблей). Он изучил все особенности управления кораблем и отработал с командой тактику быстрой швартовки, мгновенной разгрузки судна, погрузки и немедленного отхода в море. Ушаков также организовал обучение стрельбе из зениток и освоил маневрирование судна на полном ходу для уклонения от торпедных атак. Эти навыки позже не раз выручали «Львов» из беды.

Санитарный транспорт «Львов»

С конца 1941 года бывший испанец начал совершать рейсы, названные впоследствии «огненными». «Львов» выполнил 35 эвакорейса: из осажденного Севастополя вывез 2582 человек, с Керченского полуострова 3844 человек, из портов Кавказского побережья около 6000 человек. Общее количество эвакуированных — 12431 человек, из них почти половина лежачих. Действуя под массированным огнем противника, корабль доставил к линии фронта тысячи бойцов и командиров, большое количество боеприпасов и продовольствия. Обратно санитарный транспорт всегда шел загруженный ранеными бойцами и остававшимися в городе жителями. Только за один декабрьский рейс 1941 года «Львов» доставил в осажденный Севастополь 16 вагонов продовольствия, а 11 марта 1942 года, уклонившись от торпедных атак, привез в город 362 солдата, 20 авиамоторов, 150 авиационных мин, 10 тонн минометных мин, 190 тонн боеприпасов и 60 тонн продовольствия.

«Львов» в Балаклаве

Противник подстерегал корабль не только на переходах морем, но и во время погрузок. Так, 9-11 апреля 1942 года, находясь в Новороссийске, «Львов» вынужден был несколько раз отходить от причала на рейд, уклоняясь от атак пикировщиков: 37 бомб сбросили в те дни немецкие самолеты на корабль, но ни одна из них не достигла цели. Доставив в Керчь 18 апреля 1942 года пополнение и груз продовольствия, «Львов» за считанные минуты разгрузился и без промедления ушел в море. Всего через 20 минут на место его стоянки обрушили свои бомбы 30 немецких «юнкерсов».

Из  воспоминаний корабельного старшины Николая Капшаря: «В апреле и в первой половине мая 1942 года «Львов» совершил из Новороссийска 20 рейсов в Камыш-Бурун и Керчь. Это были тяжелые рейсы. На трассе Новороссийск-Анапа-Керчь днем и ночью не смолкал грохот пушечной канонады и разрыва бомб. Керченский пролив противник минировал и на каждое появившееся судно бросал десятки самолетов. Апрель 1942 года был одним из черных месяцев для Новороссийска. Запомнилось 19 апреля. Рядом с теплоходом взорвалось несколько 250 кг бомб, осколки изрешетили корпус и стойки теплохода, проникли в машинное отделение и ранили моториста, перебили трубопровод и кабель. Погас свет, остановились главные и вспомогательные двигатели. Во время бомбежки получил ранения командир корабля В. Ушаков, старший рулевой А. Бирюков и другие матросы, но никто не покинул своего места до тех пор, пока судно не пришвартовалось, и не были выгружены все раненые». Картина «Краснознаменный транспорт «Львов» и отрывок из воспоминаний Николая Капшаря Талант командира и выучка команды вновь спасли судно от гибели при налете германской авиации на Сухуми 15 августа 1942 года. Во время погрузки на борт снарядов и мин в транспорт попали две бомбы. Они разрушили кормовую надстройку, вызвали сильный пожар. 9 моряков было убито, 15 ранено. 25 сентября 1942 года «Львов» снова был атакован с воздуха: судно, получившее множество повреждений и разрушений корпуса, стало тонуть. Моряки сумели направить горевший транспорт к берегу и посадить его на мель. Всего бывший испанец совершил 125 «огненных» рейсов, отразил атаки более 900 гитлеровских самолетов, уклонился от сброшенных на него 730 авиабомб и 26 торпед. Зенитной артиллерией «Львова» было сбито и повреждено несколько самолетов противника.

Указом президиума Верховного Совета СССР от 31 мая 1943 года за проявленную отвагу в боях против фашистских захватчиков, за доблесть и мужество экипажа санитарный транспорт «Львов» единственным из мобилизованных судов наркомата Морского Флота был награжден орденом Красного Знамени.

31 мая 1944 года судно было расформировано.

«Львов». 1955 год

После окончания войны израненное судно, в 1946 году возвращенное ЧГМП, поставили на капитальный ремонт. По его завершению теплоход в 1947 году «Львов» вышел в свой первый мирный рейс по маршруту Одесса – Батуми под командованием капитана Ворожбиева А.В., позже — Григора М.И. 12 мая 1952 года теплоход был передан в состав Азовского государственного морского пароходства. С этого времени он начал обслуживать пассажирскую линию Жданов – Сочи, а с 1955 года Одесса – Жданов – Сочи.

«Львов». 1964 год.

В 1964 году было принято решение о выводе судна из эксплуатации. 11 октября 1964 года «Львов», дав прощальный гудок, под командованием капитана Виктора Карловича Рихтерая вышел из Одессы в свой последний рейс по всем портам Причерноморья, где в годы войны пролегали его боевые маршруты. После этого теплоход был поставлен на отстой. Впрочем, ненадолго – вскоре фронтовика отбуксировали в Херсон, где из него сделали ресторан и гостиницу.

«Львов» — отель

В 70-х годах «Львов» передали херсонским школьникам для изучения морского дела. Более 10 лет юные моряки использовали его, пока корпус стоявшего на приколе судна окончательно не проржавел, и комиссия признала опасной его дальнейшую эксплуатацию в качестве учебного пособия. В 80-х годах старый «Львов», брошенный у причала ОСВОДа в районе Гидропарка Херсона, затонул и после подъема службой АСПТР ЧМП был передан на слом в Николаев.

Последнее фото перед отправкой на слом. Газетная вырезка Так бы бесславно испанец и закончил свои дни, если бы руководители Черноморского морского пароходства не решили, что прошлое судна достойно памяти потомков. Во время работ по разделке корпуса фрагмент обшивки судна с деталями такелажа был вырезан и перевезен в Одессу. Его установили во дворе Музея морского флота. Мемориальная доска, появившаяся рядом с новым экспонатом, рассказывала о героической судьбе санитарного парохода «Львов». К сожалению, по свидетельству современных одесситов, сегодня этой доски на прежнем месте уже нет — она исчезла после пожара в музее. Но в его экспозиции по-прежнему представлены машинный телеграф, магнитный компас и судовой колокол легендарного судна.

Обратная ссылка с вашего сайта

Оставьте комментарий

139