«Херсон» не покоренный.

Написано . в . Опубликовано в История, Новости

Виктор Хмель

Под натиском превосходящих сил врага, Красная армия оставляла Херсон. Последние речные суда, перегруженные солдатами и беженцами, медленно ползли в сторону Голой Пристани, когда в районе Херсонского порта прогремел ряд сильных взрывов. Это специальная команда армейских минеров уничтожала не исправные суда, оставшиеся у причалов порта. Одним из этих обреченных на смерть судов, был пароход «Херсон». Буквально накануне эвакуации, добросовестно исполнявший свои обязанности по перевозке армейских грузов «Херсон»  подвергся фашистской авиа-атаке и получил серьезные повреждения. Пароход доставили на буксире в порт, однако времени на серьезный ремонт судна уже не оставалось… Вечером следующего дня в Херсон вошли гитлеровцы. После установления в городе «нового порядка», затопленный вместе с другими плавсредствами пароход был поднят и отбуксирован в док для ремонта.
Ремонтная бригада из числа не успевших эвакуироваться бывших рабочих завода имени IIIКоминтерна, под бдительным надзором гитлеровцев, приступила к работам по восстановлению судна. Вот, только работы эти растянулись на целых два года- не хотели судоремонтники, чтобы «Херсон» служил фашистам.
Место гибели корабля было найдено и обследовано спустя много лет после окончания войны. Достаточно хорошо сохранившийся пароход лежит на 14 метровой глубине. На палубе, вдоль бортов закреплены корабельные мачты, которые так и не успели установить в Херсоне. Лет около десяти тому назад дайверы сумели осмотреть погибшее судно изнутри. Кроме склада 20-мм снарядов и ящиков с радиоэлектронным оборудованием, в одной из кают, задраенной изнутри были обнаружены останки человека. Наконец в преддверие операции советских войск по освобождению левобережья Херсонщины, в октябре 1943 года, «Херсон» со многими значительными не доделками, в спешке был все же спущен на воду. При выходе из ремонта пароход получил новое имя. Его назвали «Теодорих», в честь древнего вождя остготов. В начале ноября судно вооружили 20-мм зенитными пулеметами, а также 37-мм и 75-мм орудиями. На палубу парохода погрузили две огромные цистерны для горючего, в трюмы воинский груз. 12 ноября 1943 года, в составе военного конвоя «Теодорих» вышел в свой первый рейс. Спустя всего лишь сутки, на траверзе Шаболатского лимана, вблизи города Белгород- Днестровский, фашистский конвой атаковала советская подводная лодка «М-111», под командованием будущего Героя Советского Союза капитан-лейтенанта Ярослава Иоселиани. В истории боевого пути подводной лодки «М-111», есть упоминание эпизода торпедной атаки: «…днем 12 ноября «М-111» в точке 45°51′ с.ш./ 30°18′ в.д. атаковала судно из состава конвоя под эскортом четырех сторожевых катеров. После пуска торпед на подводной лодке зафиксировали два взрыва…» Сопровождавшие гитлеровский конвой тендеры (легкие военные корабли) «Графенау» и «Зигфрид» сбросили на безопасном удалении от субмарины 6 глубинных бомб. Получивший торпедное попадание в корму, «Теодорих», еще некоторое время держался на плаву. Спасательная команда сняла с него 60 человек. Наконец, ставший кормой на грунт пароход, медленно затонул. Так окончилась история парохода «Херсон», всего лишь на несколько дней ставшим гитлеровским «Теодорихом».

http://alsah59.blogspot.com

Обратная ссылка с вашего сайта

Оставьте комментарий

138