30 .08.1974. Роковые минуты «Отважного»

Написано . в . Опубликовано в _Срочно в номер, История, Новости

Несколько раз русский, а затем советский Военно-морской флот нес потери в Севастополе. Причем не только в боевой, но и в мирной обстановке. В 1916 году здесь взорвался линкор «Императрица Мария», в 1955 году – линкор «Новороссийск».

от20

Еще об одном взрыве напоминает скромный обелиск на кладбище старого пятого бастиона и память очевидцев хранит ее подробности. «Морякам “Отважного”, погибшим при исполнении воинского долга в августе 1974 года» – написано на памятнике. А ниже – 24 фамилии моряков…

от13

1960-е годы. Флот постоянно пополнялся кораблями различных классов. С 1961 года в боевой строй начали вступать большие противолодочные корабли (БПК, позднее их переквалифицировали в СКР) проетта 61. Это были удачно построенные красивые корабли. Натовские моряки прозвали их «поющими фрегатами». 18 января 1965 года Николаевский завод имени 61-го коммунара сдал флоту БПК «Отважный».

от15

Слева Владимир Скосырский, справа Евгений Львов

«Я пришел на “Отважный” лейтенантом, когда он еще стоял на заводе в Николаеве, – вспоминает капитан 2 ранга Евгений Львов. – Поначалу корабль хотели назвать “Орел”. Но потом начальство остановилось на “Отважном”. 13 января 1966 года мы пришли в Севастополь, и началась наша служба. Мы ходили на боевое дежурство в Средиземное море и в Атлантику. Один раз побывали на Кубе. У нас были свои герои. Старший лейтенант Володя Скосырский погиб, спасая матроса в ледяной воде. Старшина Юрий Чуйкин в марте 1973-го, будучи дома в отпуске, получил смертельные ожоги во время пожара. Обоих наградили посмертно орденами Красной Звезды».

30 августа 1974 года. Утро. БПК «Отважный», приняв на борт офицеров штаба флота, вышел в море на стрельбы зенитно-ракетным комплексом. Настроение командира корабля, капитана 2 ранга Винника, было хорошим. Вчерашние торпедные стрельбы прошли на отлично. Но самое радостное событие произошло накануне – пришел приказ о назначении его командиром 11-й бригады противолодочных кораблей.

В 9.55 на корабле сыграли учебную боевую тревогу. Загрохотала палуба от ног бегущих на свои боевые посты матросов. На главный командный пункт пошли доклады о готовности. В подбашенное кормовое отделение прибежал старший командир Александр Урупа. Три года службы были позади. Через два месяца в родном селе под Херсоном его будут ждать родные и любимая девушка…

от14

Александр Урупа

В корме на посту контроля ракет мичман Шупортяк принимал доклады со своих БП (боевых постов) и делал переключения, готовясь к стрельбе.

В 10 часов 1 минуту он услышал свист в погребе ракет, хлопок, а несколько секунд спустя увидел яркую вспышку. Под палубой молниями замелькали вспышки огня, нарастал шум и скрежет. Как потом выяснилось, самопроизвольно включился маршевый двигатель зенитной ракеты. Поняв, что огонь грозит взрывом ракет, Шупортяк бросился бежать – вместо того, чтобы доложить о фактической аварийной тревоге и включить системы орошения ракет. Бросив своих подчиненных, он удрал в носовую часть корабля, и так спрятался, что его нашли только спустя 2 часа. А в кормовом погребе нарастало давление и поднималась температура. Пожар разрастался. Плавились и разрушались корпусные конструкции. Через 20 секунд раздался второй взрыв. В кормовых отсеках огнем были отрезаны и, вероятно, сразу погибли 3 матроса. Спустя полминуты раздался еще один взрыв, более мощный, сбросивший с палубы корабля в воду несколько матросов.

Старшина 2 статьи Адам Ачмиз, пытаясь спасти своего друга Александра Урупу, подбежал к кормовой артустановке, схватился за поручни двери. Но в этот момент раздался третий взрыв, который вскрыл палубу, как нож консервную банку, вместе с зенитной пусковой установкой забросил ее на дымовую трубу. Старшина погиб сразу.

Самые большие потери экипаж понес при этом взрыве. Одни матросы погибли в отсеках от огня и дыма, не сумев открыть заклинившие две-ри, других опалило пламенем взрывов на юте, третьих настиг гидравлический удар в воде. Корабль получил пробоину и принял 1200 тонн воды, 120 крена на правый борт и дифферент на корму. 13 моряков оказались отрезанными огнем на корме. Опасаясь следующих взрывов, они прыгали в воду, и только спустя несколько часов их подобрали спасатели.

от17

Леонид Бич

«В момент взрыва я находился на своем боевом посту на радиометрической станции, – вспоминает старшина 2 статьи запаса Леонид Бич. – Да и взрыва как такового я не почувствовал. Корабль слегка тряхнуло, разлетелись плафоны в тамбуре. Я взял “голяк” (веник) и убрал осколки.Через несколько секунд зазвучал сигнал аварийной тревоги. Из БИПа (боевого информационного поста) поступила команда выйти на верхнюю палубу и тушить пожар. Выскочил я на палубу по правому борту, а там… Часть палубы вместе с зенитным ракетным комплексом за кормовой трубой стояла вертикально. От бушующего огня сворачивался и плавился металл. Столб дыма был как при извержении вулкана. Мы стали раскручивать и крепить пожарные шланги. Их держали вдвоем, направляли в огонь. Из иллюминатора камбуза я услышал крики. Подбежал туда, а там матрос из камбузного наряда – Ярослав Ворожбит. Он в тот день в наряде на камбузе был. Выход ему огнем отрезало. Так он через иллюминатор пытался спастись. Начал я его тащить, а у него куски мяса обгоревшие с рук слазят. Он вылез наполовину, иллюминатор узкий. Доктор ему уколы обезбаливающие делал. Принесли газорезку, попытались металл резать. Не получилось. Так и остался он там…

z7429

Недалеко от нас минеры развернули торпедный аппарат и стали отстреливать торпеды, так как огонь рядом был. Торпеды прошли в считанных метрах по носу у спасательного судна. Не думаю, что там были в восторге от нашей стрельбы. Обыкновенная болванка борт насквозь прошивает.

Где-то в три часа рвануло в кормовой части. Потом нам сказали, что взорвались противолодочные бомбы. Удар сбил меня с ног. Сверху посыпались горящие обломки, и мы бросились под защиту торпедных аппаратов и надстроек. Корабль стал резко крениться на правый борт, градусов 28 крен был.

42fed4246951c463e9ad8b5dbf20dcbc

Мы опять за шланги – и тушить. Минут через 15 прозвучала команда “Всем на бак!”, спустя минуту – новое приказание: “Покинуть корабль!” Начали прыгать в воду. Корма “Отважного” была в воде, нос за-дрался. До воды было метров 15. Некоторые матросы боялись прыгать, и их сталкивал в воду офицер. Я снял и аккуратно сложил робу. Потом прыгнул солдатиком. Ушел глубоко, начал работать руками, а воздуха не хватает. Вот тогда я и напился соленой воды на всю оставшуюся жизнь. Вокруг на воде горело топливо, и мы начали отгребать в сторону. Вдобавок, как было видно, в пробоину в борту засасывает воду с обломками. Как уходил под воду “Отважный”, я не видел. Волнение было 3-4 балла, штормило. Конец августа – в отрытом море вода прохладная. Не помню, через сколько времени нас подняли на торпедный катер. Я из гальюна не вылазил. От соленой воды выворачивало наизнанку».

277c15fb387359ae2d2fabcbed19b4bc

0a1d561935cf07b83322f9b8d89d625e

последние минуты

В 15.36 с корабля последним сошел командир. Заваливаясь на корму и правый борт, уходил под воду «Отважный». 23 члена экипажа остались нести на нем вечную бессменную вахту. Тело 24-го – старшины 2 статьи Адама Ачмиза – последний взрыв забросил на стоявшее рядом спасательное судно. Из всех погибших он единственный был предан земле. В 15.57 «Отважный» затонул на глубине 122 метра в 40 км от мыса Херсонес.

«Пришел к нам военный и сказал, что наш Саша в море погиб, – вспоминает мать старшины 2 статьи Александра Урупы Нина Андреевна. – Вызвали младшего сына. Он в Венгрии служил. И поехали с батьком в Севастополь. Он с отцом вместе ходил к кораблям, а я никуда не хотела идти. Сына нет, что я буду смотреть? Трудолюбивый он был у меня, где ни работал – одни благодарности, что механизатором, что на флоте. Потом нас приглашали на открытие памятника погибшим, я не смогла поехать. Как увижу матроса, думаю – Саша идет. А в Севастополе их сколько! Боялась, что сердце не выдержит».

«В 8 вечера, – вспоминает старшина 2 статьи Леонид Бич, – торпедный катер, на котором мы находились, пришел в Севастополь. По минной стенке нас повели на БДК. Были кто в чем: в трусах, тельняшках. На корабле ребята с экипажа нас встретили радушно. Принесли робу, брюки, спортивные костюмы. Одевшись, мы выглядели живописно. Лишь на следующий день нас одели по форме. В тот же день с нами встретился главком ВМФ – адмирал флота Советского Союза Горшков.

Мы его просили, чтобы экипаж не расформировывали и нас всех послали служить на новый корабль. Он пообещал. Но позже нас раскидали по всему флоту, некоторых уволили по сроку службы, других – по здоровью. Я дослуживал на БПК “Деятельный” и через два года демобилизовался».

«Отважный» погиб, но история его на этом не закончилась. Министр обороны маршал Гречко требовал поднять корабль, несмотря на то, что это было технически невозможно и существовала опасность взрыва боезапаса. Назначение нового министра изменило судьбу «Отважного». Было решено взорвать его на дне. Корабль находился в нейтральных водах, а на нем была секретная литература и приборы. К тому же американцы послали на Черное море корабль, который занимался подводными работами.

В корпус «Отважного» заложили 80 тонн тротила и подорвали. Корабль перестал существовать, лишь бесформенные куски металла остались лежать на дне.

После аварии, как обычно, началась полемика – кто виноват: моряки или конструкторы? Комиссия выявила и ошибки в борьбе за живучесть и конструктивные недостатки, допущенные при проектировании корабля. Однако виновных искать и наказывать не стали. Руку к этому приложил генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Брежнев. Когда ему доложили о произошедшем, он ехал из Новороссийска с Малой Земли в хорошем настроении. «Ну, вы там сильно не наказывайте». Этой фразы генсека хватило, чтобы не посыпались звезды с погон.

Эта катастрофа была не последней. Спустя 13 лет (16 августа 1987 года) на Тихоокеанском флоте погиб МРК (малый ракетный корабль) «Муссон» – после попадания в него ракеты-мишени, которую должны были сбить. Пожар на борту в течение 6 часов не могли потушить. После взрыва боезапаса «Муссон» затонул в Японском море в 30 милях от Владивостока. Погибли 39 моряков из 76 находившихся на борту…

Автор: Олег ГРУШКО.

Погибли на БПК «Отважный»

  1. старшина 1 статьи Аникеев Сергей Алексеевич – курсант 4-ого курса ВВМУ имени Фрунзе (Ленинград, 14-я линия Васильевского острова, д. 7, кв. 11)
  2. старшина 2 статьи Ачмиз Адам Хаджимусович — командир отделения артиллеристских электриков ЗАБ-3 БЧ-2, (аул Афипсип Адыгейской АО)
  3. матрос Бедаков Петр Алексеевич — старший минер ПЛО БЧ-3, (станица Тамань Темрюкского района Краснодарского края)
  4. главный старшина Бедлушко Валерий Флорианович — курсант 4-го курса ВВМУ им. М. В. Фрунзе, (г. Осиповичи Белорусской ССР)
  5. старшина 2 статьи Борисов Виктор Александрович курсант 4-го курса ВВМУ им. М. В. Фрунзе, (г. Бобруйск Белорусской ССР)
  6. старшина 1 статьи Вершинин Валерий Николаевич — командир отделения электриков кормового ЗРК БЧ-2, (450040 Башкирская АССР г. Уфа, ул. Интернациональная, д. 77, кв. 24)
  7. матрос Ворожбит Ярослав Иванович старший торпедист БЧ-3, (Львовская область село Гийче)
  8. матрос Володин Иван Иванович старший машинист-газотурбинист БЧ-5, (Житомирская область, Потиевский район, село Будиловка)
  9. матрос Гончарук Петр Ильич — старший электрик-торпедист БЧ-3, (Хмельницкая область Старосинявский район, село Новая Синявка)
  10. старший матрос Даукштэ Эрнест Эрнестович — старший электрик ЗРК БЧ-2, (Латвия, г. Лиепая, ул. Лачклеша, 27, кв. 5)
  11. матрос Завьялов Александр Викторович — старший дозиметрист химической службы Московская область, Подольский район,  село Ознобишино
  12. старший матрос Иджян Акоп Араратович — старший кок (Краснодарский край село Ермоловка)
  13. главный старшина Ионов Александр Иванович — курсант 4-го курса Калининградского высшего военно-морского училища, (г. Москве ул. Дубинка, д. 18, корп. 2, кв. 77)
  14. старший матрос Ливицкий Сергей Семенович — кок (Ростовская область)
  15. старшина 1 статьи Макштутис Альгирдас Вацевич — командир отделения предстартовой подготовки (Литовская ССР, Алиутский район, д. Удрия)
  16. старшина 1 статьи Мургу Петр Иванович — кок-инструктор (Молдавская ССР Дубоссарского район, село Устье, ул. Пушкина, 10)
  17. старшина 2 статьи Мыслинский Анатолий Леонидович — командир отделения машинистов трюмных (Житомирская область Чудоновский район село Карповцы)
  18. матрос Никитин Михаил Анатольевич — старший машинист-газотурбинист, (Ивановская область, Ильинский район, деревня Щенниково)
  19. старший матрос Оруджев Галиб Юсиф оглы (Азербайджанская СССР Гахский район аул Лякит)
  20. матрос Петрухин Сергей Дмитриевич старший хлебопек (Калининградская область)
  21. матрос Прочковский Владимир Сергеевич – боцман (Винницкая область, Барский района, село Заможное)
  22. курсант Старицын Владимир Викторович — курсант 4-го курса ВВМУ имени М. В. Фрунзе (Свердловская область, Белоярский район, деревня Измоденово)
  23. старший матрос Урупа Александр Владимирович — старший комендор артиллерийский (село Радяньское)
  24. матрос Чачоян Меружан Вараздатович – сапожник (Армянская ССР Ереван)
  25. матрос Гавюк Роман Тодорович – водолаз погиб при погружении на БПК «Отважный» в результате отравления углекислым газом 17 июня 1977 года.

Обратная ссылка с вашего сайта

Оставьте комментарий

153