«01»: взгляд в прошлое

Написано . в . Опубликовано в История, Новости

Проблема борьбы с огнем существовала на протяжении всей истории человечества. И порой пожар влиял на ход исторических событий

Во время англо-голландской войны в 1666 году огонь кардинально изменил ход истории. Тогда пожар в Лондоне уничтожил не только жилые и деловые кварталы, но и судостроительные верфи, cклады, арсеналы. Голландский флот, терпевший поражения в морских сражениях, воспользовался беспомощностью противника: морские десанты голландцев, высадившиеся на берегах Темзы, захватили боевые корабли англичан и дошли до предместий Лондона…

Пожары в городах и селах Киевской Руси, а позже Российской империи приносили немало бед. Первым, кто обратил внимание на противопожарную безопасность, был царь-реформатор Петр І. Его указы и инструкции на эту тему печатались значительными по тем временам тиражами. Их зачитывали в церквях, на различных сходках и сборищах жителей городов и сел Российской империи.

В 1778 году началось строительство Херсона. Спустя четыре года в город был прислан «Регламент», в котором предусматривались мероприятия противопожарной безопасности на строящихся кораблях и портовых сооружениях. Все эти объекты должны были охранять специальные караулы. Особое внимание уделяли кузницам, смолокурням и прочим местам, где работали с открытым огнем. Регламент обязывал караульных бодрствовать и всегда иметь наготове противопожарные инструменты. Обязанностью командиров портов было ежедневно докладывать рапортом в Адмиралтейств-коллегию о том, что «во всем оном добром осторожность хранится». Меры предосторожности были не лишними, так как на судостроительных верфях хранили в большом объёме сухое дерево, смолу, пеньку, парусину.
пож

Выезд пожарной команды в Херсоне. Фото второй половины 19 века.

В 1803 году в Херсоне были введены строительные правила, по которым расстояние между домами должно было составлять не менее 25 аршин (17,75 метра), а между хозяйственными постройками – 6 аршин (4,26 метра). Запрещено было строительство двухэтажных деревянных домов. Предъявляли особые требования при сооружении печей и дымоходов. Нарушивших эти правила архитекторов и строителей отдавали под суд.

Обычно пожары тушили гарнизонные солдаты и матросы. Не оставалось в стороне и гражданское на-селение. Каждый обыватель прекрасно понимал, чем грозит его жилищу разбушевавшийся «красный петух» в соседском доме. Потому в укрощении огня принимали участие все – от мала до велика.

В 1853 году приказом Министерства Внутренних дел в Херсоне была создана пожарная охрана. Разместились огнеборцы в специально построенном деревянном здании на Соборной улице (ныне на этом месте находится художественный музей имени Шовкуненко, улица Ленина). В 2-этажном здании располагались конюшни и обозный сарай. На втором этаже были казармы пожарных. Над домом возвышалась каланча, где на 20-метровой высоте находился дежурный, высматривавший в окрестностях «подозрительный» дым. На здании была установлена сигнальная мачта, на которой вывешивали сигналы, обозначавшие силу пожара и необходимость подмоги со стороны других команд. Сигнализировали при помощи специальных шаров.

К примеру, пять шаров обозначали сбор всех пожарных команд города. На каланче вывешивали также сигналы о наводнениях и сильных морозах – ниже минус 20оС. В 1898-1899 годах на Почтовой улице (ныне проспект Ушакова) было построено новое здание из камня с каланчой для пожарной части центральной команды. На том месте, где сейчас находится площадь Свободы, был большой пустырь. Его часть пожарные использовали для своих тренировок. Там возвышалась многометровая стена с оконными проёмами и прочие сооружения, где огнеборцы оттачивали своё мастерство. Здание пожарного депо простояло до 1977 года. После на его месте построили здание нынешнего главпочтамта. Кроме центральной пожарной части, в Херсоне были ещё две – Михайловская и Казанская. Одна из них располагалась на нынешной улице Старостина, другая – на Забалке. В 80-е годы ХІХ века здания и сооружения частей были деревянными. Когда каланча на Забалке обветшала, наблюдательный пост перенесли на колокольню рядом находящейся церкви Святого Николая, что особого восторга у местного настоятеля не вызвало. Да и у пожарных возник ряд трудностей и проблем: до расположения части надо было бежать целый квартал. Также было запрещено вывешивать на колокольне сигналы. На ночь двери церкви закрывали, и дежурному приходилось забираться на колокольню по приставной лестнице. Причем делал он это при любой погоде: и в дождь, и в ветер. Наконец городская Дума приняла решение о строительстве каменной каланчи высотой 14,5 метра.

пож2

Пожарное депо на ул. Почтовой. (ныне на этом месте главпочтамт по проспекту Ушакова). фото 1904 года

В 1857 году пожарное законодательство было собрано в единый документ – «Пожарный устав». В нём были расписаны мероприятия по безопасности городов и сел, определен порядок борьбы с огнем и расследования пожаров.

С увеличением населения Херсона росла и численность пожарных. Начальник пожарной команды, брандмейстер Иван Бессонов, в 1887 году докладывал херсонскому губернатору Эрдели: «Имею честь донести Вашему Высокопревосходительству, что ныне под моей командой состоят 64 человека. Из них 30 обязательно служащие, остальные вольнонаёмные. На вооружении имеется 11 ручных труб, 44 коня, телеграф, телефон». До революции пожарный транспорт был конным. Причём у каждой части были лошади определенной масти: вороные, пегие… На конезаводах была выведена специальная порода лошадей (помесь орловских рысаков с тяжеловозами). Громадного роста, обладавшие большой силой, они порой не уступали автомобилям. Четверкой лошадей, запряженной в ход (так называлась пожарная повозка), управляли три кучера. Средний правил центральной парой лошадей, запряженных в дышло, а боковые правили каждый по одной пристяжной лошадью. От кучеров при скачке требовалось большое искусство, особенно когда надо было свернуть на полной скорости.

пож3

Тренировки херсонской пожарной команды Херсона в 1880 году

При сигнале дежурного пожарного с каланчи часть собиралась за считаные минуты, ходы через раскрытые ворота выезжали из депо. Впереди скакал верховой и трубил в медный рожок. По этому сигналу замирало движение на улице и освобождался проезд. Сзади на расстоянии 20 метров мчалась повозка со всей командой. Над ней развевалось знамя части, и один из пожарных звонил в колокол. За ними мчались другие ходы с лестницами, баграми и прочим противопожарным инвентарем. Затем, обдав дымом зевак, проносилась повозка с паровой машиной, которая с помощью механического насоса подкачивала воду. Замыкала кортеж пожарная «скорая помощь» – карета с откидным верхом. Грохот колес о брусчатку, звон колокола, звук рожка, храпящие в мыле кони, блестящие медные повозки и каски пожарных, клубы дыма и искры из паровой машины… И всё это на большой скорости проносилось мимо, не оставляя никого из горожан равнодушными к такому яркому, впечатляющему зрелищу.

Сто лет назад пожарные действовали на пожарах так же, как и сегодня. Одни старались локализовать очаг пожара, другие эвакуировали людей, третьи обеспечивали работу насосов и паровой машины. В 1917 году произошли революции. Затем началась Гражданская война. Менялись правительства, маршировали по брусчатке херсонских улиц немецкие, греческие, французские войска. Но любым хозяевам города и при любом политическом строе пожарные были необходимы.

Автор: Олег ГРУШКО
фото с сайта www.mycity.kherson.ua

Обратная ссылка с вашего сайта

Оставьте комментарий

145