Капитан дальнего плавания

Написано . в . Опубликовано в Люди Херсонщины, Новости

ванденко

Об этом человеке, фамилия которого без преувеличения знакома морякам многих стран, написать я уже давно собирался. Поначалу казалось, что проблем не будет. Он как и я носит морскую форму, служил одно время с моим отцом и т.д. Но в действительности оказалось все сложнее. Несмотря на мировую известность, этот человек оказался очень скромный, и все мои попытки оканчивались бесплодно. Да не надо мне никаких газет, отвечал он мне по телефону. Но отступать от задуманного не хочется, и я попытаюсь рассказать о знаменитом херсонце, который стал при жизни живой легендой. Капитан Олег Павлович Ванденко. О нем этот рассказ.

ванденко 1

Истоки

Будущий капитан родился военного моряка, который проходил службу на дальнем Востоке. В тот день, 25 января на остров Русский в заливе Петра Великого обрушился тихоокеанский тайфун. Так как вокруг все были военные моряки, то стало самим собой разумеющееся, что мальчик пойдет по морской стезе. И надо сказать, что будущий мореход это старался доказать еще в раннем детстве. Сначала Олега вытащил из бочки с водой, куда тот залез вниз головой, сосед офицер. Затем как-то с друзьями он отправился рыбачить на резиновой лодке. Сильный ветер начал уносить их в открытое море и неизвестно чем закончилось плавание не приди на помощь матросы на шлюпке. Но ветер странствий не давал покою, и следующее путешествие было организовано на плоту. Экипаж состоял из Олега и двух его младших братьев 8 и 5 лет. Когда до отхода оставалось несколько минут на берегу появился отец. Разговор будущего капитана с капитан-лейтенантом военно — морского флота был насыщенным и закончился суровыми мерами.

ванденко

ДВА КАПИТАНА. ОТЕЦ И СЫН

Несмотря на занятость Ванденко — старший находил время поучить сына управлению шлюпкой на веслах и под парусом. После этого случая Олег нес персональную ответственность за поступки младших, и кто знает, может эта мера тогда помогла позже, в становлении воспитателя будущих мореходов. В 1947 демобилизовался Павел Ванденко и после месячного путешествия в воинском эшелоне семья приехала в Херсон. Прошло всего два года после войны, и город еще лежал в руинах. На улице Больничной (ныне Гагарина) на небольшие сбережения был приобретен небольшой домик. Время было трудное. На не успевших отойти от войны жителей города и области обрушилась засуха 1946 года и хлебозаготовки, которые проводились с перевыполнением, привели к тому, что люди стали голодать. Два года народу пришлось выживать.

 

В морях твои дороги

В 1950 году после окончания 20 средней школы Олег Ванденко становится курсантом Херсонского мореходного училища. По тем временам попасть туда считалось большой удачей. Полное гособеспечение, морское обмундирование, питание, но и требования были к будущим мореходам повышенные. В училище была военная дисциплина, ротами командовали морские офицеры, прошедшие войну. В учебных аудиториях под руководством опытных педагогов курсанты постигали морские специальности. Тем, кто решил стать судоводителем преподавали капитаны Михаил Дворовенко, Киреев, капитан 1 ранга Карандасов и другие. В отличие от сегодняшнего дня, курсанты ХМУ проходили ежегодную практику на судах черноморских пароходств. На танкере «Грозный» Ванденко совершил стремительный взлет по должностям. Начав обыкновенным матросом, он через месяц стал 4 помощником капитана. Усердного и грамотного практиканта несколько позже капитан назначил своим третьим помощником. Немало внимания уделялось шлюпочным учениям и хождению под парусом. В сентябре неожиданно курсантов отправили в Одессу, где после прохождения медкомиссии, зачислили в учебное подразделение, где готовили командиров штурманской боевой части военных кораблей. Полтора года юноши носили военные погоны, после чего их так же неожиданно отправили в запас, досрочно присвоив первое офицерское звание. Новоиспеченных лейтенантов отправили доучиваться в Одесское мореходное училище. Но Олег Ванденко добился перевода в родное училище, которое закончил с отличием в июне 1955 года.

 

 

Встреча с «Товарищем»

Комиссия по распределению брала выпускника за «жабры», придирчиво изучала и назначала место будущей работы: Каспий, Север, Дальний Восток, Балтика. Олегу Ванденко предложили должность  третьего помощника капитана на учебно — практическом судне «Товарище», которым в то время командовал капитан Черный. 10 августа 1955 в Одесском порту он вступил на борт парусника впоследствии ставшем знаменитом и с которым его свяжет судьба на значительную часть жизни. Построенный в 1933 году на немецкой верфи «Блом и Фосс», парусник после окончания войны достался СССР по репарации в 1951 году. После ремонта в Висмаре и Лиепае «Товарищ» названый в честь погибшего барка в годы войны был приписан Херсонскому мореходному училищу.

Bark-Tovarishh-g.-Herson-byiloe

На раскачку времени молодому специалисту времени не было. В этот же день барк отдал швартовы и взял курс на Ялту. Начались морские будни. На борту постоянно находились курсанты – практиканты. Несмотря на то, что молодой штурман только закончил училище и имел многомесячную практику, он продолжал учиться у своих начальников. У капитана, который имел за плечами войну и командовал до 1952 года дизель – электроходом «Россия». У старпома Михаила Дворовского, который ходил на довоенном «Товарище» под командованием легендарного Лухманова. В 1956 году на капитанский мостик барка встал опытный парусный моряк В.Васильев. Под его командованием барк совершил рейс вокруг Африки. Из Черного моря вокруг «черного» континента к берегам Индонезии и Индии, а затем обратно. Было пройдено 24 тысячи морских миль.

Путь к мечте

В 1960 году 26 летний Олег уже выполнял обязанности старпома и когда на ремонте в Варне заболел капитан, то Ванденко справился с его обязанностями. После ремонта приняв в Одессе на борт практикантов, барк вышел в море. Это первый рейс когда Олег Ванденко самостоятельно вывел «Товарищ» в море. Он блестяще справился со своими обязанностями. Дорога на капитанский мостик была открыта, но молодой моряк посчитал, что он еще недостаточно подготовлен и подал рапорт начальнику ХМУ, в котором отказывался от исполнения обязанностей капитана. Согласись читатель, не у каждого хватит смелости признаться в своей профессиональной неподготовленности и отказаться от высокой должности. У Олега Ванденко это мужество было и он под командованием уже нового капитана Антипова, продолжает ходить в рейсы, совмещая их с учебой. В 1964 году он получает диплом капитана дальнего плавания, а в 1965 году диплом инженера – судоводителя. С 1966 года география походов расширилась. Красавец барк можно было увидеть не только в Черном и Азовском морях, но и в Средиземном. Когда парусник появлялся в зарубежных портах, на экскурсию на него пытались попасть тысячи людей. Уже тогда моряки прозвали в шутку барк «Товарищ» полпредом СССР.

 

На капитанском мостике

6

В 1968 году капитан Антипов перешел на работу в Укречфлот и его место занял 33 летний Олег Павлович Ванденко. Заповедь адмирала Макарова: «В море –дома!» на судне исполнялась буквально. Каждую навигацию барк под красным флагом можно было встретить в любой точке мирового океана. В 1976 году «Товарищ» посетил Балтимор, где праздновалось 175 – летие американского фрегата «Констелейшн». В то время США и СССР находились в состоянии холодной войны, но несмотря на это во время визита на американский континент капитану Ванденко и экипажу удалось, то что не могло целое министерство иностранных дел. Своим визитом они растопили лед холодной войны. и советские суда стали заходить в американские порты. О том как были очарованы простые американцы моряками, можно судить по записям в книге гостей. «Великий народ! Благодарим за ваше гостеприимство!» Франк и Луи Патрик, Нью-Йорк. «Добро пожаловать, а также искренние пожелания долгой дружбы» Мартин нейш Бруклин. Официальные власти преподнесли Олегу Павловичу «Золотой Кубок Атлантики» и символический ключ от города Балтимор.

5

ЭКИПАЖ БАРКА «ТОВАРИЩА»

 

«Парус -74»

Звездный час для парусника и его капитана наступил в 1974 на  балтийской регате «Парус -74». Несмотря на шестибальный ветер, курсанты – практиканты «Товарища» поставили раньше паруса, чем на судах соперниках и вырвались вперед. В Гдыню барк пришел первым, опередив немецкий барк «Горх Фок» на 16 часов и на 22 часа польский «Дар Поможе». Но это была не единственная победа капитана Олега Ванденко. Через два года на «Парус – 76» он снова привел свой барк к победе. Причем гонки проходили далеко не в идеальных условиях. «После старта можно было осмотреться, вспоминал позже капитан «Крузенштерна» И.Г.Шнейдер, — все суда несли полную парусность. Гонку открывал «Товарищ».

ТОВ

Он шел с эффектным креном 25-30 градусом, так что верхняя палуба с левого борта уходила под воду. В принципе ветер в 7 баллов – предел для старого рангоута, однако Ванденко и не думал убирать паруса. Он стремился держать максимальную скорость и оторваться от соперников. Утром следующего дня на мостике появился сияющий радист: «Ванденко финишировал первым!». 20 июля на торжественной церемонии в Гдыне (Польша) Председатель Госсовета Польши Генрик Яблонський и руководители СТА получил за победу в классе судов А и общую победу столько призов, что их пришлось уносить целой командой: огромный сверкающий флорентийский кубок, кусок гранита с мыса Горн и судовой колокол, золотую медаль и дипломы. Но кроме регат капитан по прежнему продолжал выполнять главную задачу – подготовку кадров для морского флота.

 

Занятие для настоящих мужчин

Однажды Олега Павловича спросили: «Зачем отправлять в море курсантов на парусном судне, когда море бороздят современные суда напичканные автоматикой и электроникой?». «Парусник никогда не устареет, — возразил знаменитый капитан, -здесь моряк и море- глаза в глаза. Здесь каждый из нас гораздо острее чувствует взаимодействие судна, ветра и волн. Именно на таком корабле, в тяжелом физическом труде взращиваются в молодом человеке ценнейшие качества характера6 смелость, взаимовыручка, способность никогда не теряться в самых экстремальных ситуациях. Одолеть страх перед бушующим морем, перед высотой, не обращать внимания на качку – согласитесь, что это занятие для настоящих мужчин!». Эти слова подтвердила жизнь. Многие курсанты, которые учились у капитана «Товарища» сегодня сами стоят на капитанских мостиках и все вспоминают добрым словом своего наставника.

т35

1970 годы были наиболее активными в жизни Олега Павловича. Парусные регаты, представительский поход вокруг Европы в 1977. Но даже став известным Олег Ванденко никогда не почивал на лаврах. Чтобы не забыть, как командовать современными судами он постоянно выходил в море в море в качестве капитана современных судов. Руководство морского флота СССР высоко ценило деловые качества капитана «Товарища» и в Гданське на судостроителей верфи началась закладка парусников новой серии, его назначили руководителем группы наблюдения. Многое, что предложил польским судостроителям Олег Павлович, было учтено при строительстве парусников «Дружба», «Мир», «Херсонес».

 

Возвращение в ХМУ

В 1987 году, спустя 33 года Ванденко вернулся в стены родного Херсонского мореходного училища начальником. Но даже став руководителем кузницы морских кадров, он умудрялся выходить со своими воспитанниками в море. В мае 1993 года он поднялся на мостик «Товарища», чтобы принять участие в регате «Операция «Парус -93». Несмотря на почтенный возраст, барку тогда исполнилось 60 лет, он занял третье место.

ХМУ

Из за отсутствия государственного финансирования и полнейшего равнодушия со стороны чиновников в морских мундирах, руководить училищем и парусником с каждым годом было все труднее. Но Ванденко не сдавался. В 1994 ему удалось после переговоров с командованием военно – морских сил Украины организовать на «Товарище» практику в три потока. Тогда впервые на палубу барка вступили военные курсанты с которыми был совершен поход в Средиземное море.

 

Последний поход

В 1996 году заканчивался срок действия судовых документов «Товарища». Судну требовался ремонт. На «вильной и незалежной» все обращения капитана Ванденко остались без ответа. Лишь одна организация в Англии предложила провести ремонт  в Ньюкастле. И в апреле 1995 года капитан повел свой барк к берегам туманного Альбиона. Тогда никто не мог предположить, что это последний рейс. В Англии ремонт не состоялся. Олег Павлович пытался решить эту проблему уже и в Германии. Прорабатывались различные варианты, но положительного результата достичь не удалось. Зато на Родине Ванденко начали изрядно поливать грязью. Обвиняли его в том что он хочет продать знаменитый парусник и получив деньги остаться на западе (позже правительство Ющенко сторгует его за смехотворную сумму Германии).  Капитан боролся за свой корабль до самого конца, но обстоятельства оказались сильнее и 14 мая 1997 года он сошел последний раз по трапу с корабля.

 

Интриги против капитана

Когда он вернулся домой, то место в родном училище оказалось уже занято. В 1991 году, когда распустилась компартия Украины, остался без работы Владимир Ходаковский, партийный номенклатурщик и капитан Ванденко взял его в училище. Спустя годы Ходаковский «отблагодарил» выручившего его в трудную минуту капитана. Бывший коммунист использовал свои связи в Киеве и с помощью министра образования Кременя (в свое время Ходаковский работал вместе с ним инструктором в ЦК Украины) занял место начальника училища. Места капитану дальнего плавания в родном училище не нашлось. Вернувшись домой он не остался на берегу, а снова ушел в море. С 1999 года работал в центре подготовки плавсостава, исполнял обязанности капитана – наставника судоходной компании «Вектра». Годы давали знать себя, а последние события в жизни, здоровья не прибавили.

В советское время  Олега Павловича наградами не баловали.  За все годы он получил лишь орден Трудового Красного Знамени. За время независимости Украины он не получил ни одной награды.

В последние годы его жизни ветеранские организации два раза выходили на сессию горсовета с предложением присвоить ему звание Почетного гражданина. Но депутаты думали иначе.

ван

 

ПОСЛЕДНИЙ ПРИЧАЛ КАПИТАНА

В последние годы Олег Павлович много болел. Капитана дальнего плавания не стало 4 ноября 2007 года. Его похоронили на кладбище возле поселка Геологов. В городе про него забыли, но Заслуженного капитана дальнего плавания Олега Павловича Ванденко помнят тысячи моряков, которым он дал путевку в моря.

 

cfv

Олег ГРУШКО

Обратная ссылка с вашего сайта

Комментариев (2)

  • Валерий

    |

    Да, мне тоже пришлось проходить практику на УПС «Товарищ» под командованием Ванденко. Это было в 1968 году. Мы тогда ходили в Средиземное море. Рейс был интересный. Капитан строгий.

    Повторить

  • Валентин Филимонов

    |

    Посчастливилось поработоть со старшим помощником барка «ТОВАРИЩ» Скопиным Анатолием Евгениевичем на теплоходе «DELTA» в 2007 г. Предварительно пройдя собеседование у капитана-наставника компании «ВЕКТРА» — Олега Павловича Ванденко. Спустя несколько месяцев его не стало.
    Анатолий Евгениевич Скопин поднялся на мостик и сказал мне: — Валя, остался я один. Ванденко умер… А потом Керченский пролив и южная якорная стоянка. Сильный южный ветер и шторм с волною до 5-ти метров. Затонули суда: «ВОЛЬНОГОРСК», «НАХИЧЕВАНЬ», «КАНЕВ». Затонули на наших глазах. 8-мь членрв экипажа т.х. «НАХИЧЕВАНЬ», включая капитана, погибли. Надеюсь, что виновные в произошедшем были наказаны. А виновные были ! И свидетелей тому более чем достаточно.
    Вот как-то так это всё и запомнилось…Анатолий Евгениевич Скопин оказал мне неоценимую помощь и потдержку в той непростой ситуации. Жаль, что таких опытных капитанов как Ванденко и Скопин скоро совсем не останется.

    Повторить

Оставьте комментарий

143