Телефонное мошенничество

Написано . в . Опубликовано в Новости

Игорь ОНИЩЕНКО

Представьте себе совершенно банальную ситуацию: поздней ночью или эдак часов в пять утра, у вас срабатывает мобильный телефон. Звонящий вместо слов извинений за то, что тревожит в такое время, совершенно определенно заявляет: ваш близкий родственник (сын, внук, брат, сват, дочь…) попал, мягко говоря, в неприятную историю с непредсказуемыми последствиями. Какую?
Тут возможны варианты – ДТП, драка, задержание полицией, госпитализация… Все зависит от фантазии звонящего о ЧП. Без вариантов же остается одно предложение этого «доброго человека», представившегося сотрудником правоохранительных органов или не представившегося вовсе. За помощь в сложной  и якобы  криминальной ситуации он просит родственника выделить конкретную сумму, причем, как можно быстрее. И тогда… Тогда все закончится хорошо.
Или такой вариант: звонящий в неурочное время сообщает, что является представителем банка, который вроде бы во избежание проблем с банковским счетом, просит сообщить определенные банковские реквизиты.
Представили? Нет, лучше не надо!..
Этот, казалось бы, избитый телефонный ход имеет вполне конкретное название и классификацию на юридическом языке – хищение  денежных средств путем злоупотребления доверчивостью наших граждан. В течение 2015 года в Херсонской области зарегистрировано 82 таких преступления, внесенных в Единый реестр досудебных расследований по признакам состава преступления, предусмотренного ст.190-й УК Украины (мошенничество).
Наиболее уязвимы в смысле доверчивости и податливости на элементарный злой обман пожилые  люди. Они, умудренные жизненным опытом, вроде бы не должны поддаваться на «развод», но на практике  достаточно часто происходит как раз обратное – теряют  не только покой, но элементарную осторожность и способность рассуждать для принятия рационального решения. Однако в панику и всевозможные «представления» впадают не только люди зрелые.
Как антипример можно привести факт совершения такого преступления, имевшего место   недавно, в конце минувшего года.
Около полуночи на мобильный телефон потерпевшей с сим-карты мобильного оператора «Киевстар» позвонил неизвестный мужчина, представившийся работником полиции. Он сообщил, что ее сын задержан за совершение ДТП, но при перечислении денежного вознаграждения в сумме 2 тысяч долларов США его можно бы и отпустить! Названная сумма дочерью потерпевшей  была перечислена. Однако вскоре женщины выяснили, что их сын и брат находится у себя дома и с ним ничего не случилось.
Еще одним каналом получения денег с несчастных и доверчивых выступают банки. Мошенничества  под предлогом оказания услуг по телефону вроде бы банковскими работниками совершаются достаточно часто. Подобным антипримером действий может быть случай, происшедший в минувшем сентябре. В дневное время суток 31-летней жительнице областного центра на мобильный телефон позвонил неизвестный, представившийся сотрудником «ПриватБанка». В ходе разговора он попросил собеседницу назвать пин-код банковской карты, аргументировав это тем, что с ее счета вследствие противоправных действий определенных лиц внезапно могут исчезнуть деньги. Потерпевшая назвала необходимые реквизиты – и  средства действительно исчезли. Были сняты 6 тысяч гривен.
В случаях, подобных первому, схема преступного замысла достаточно проста: звонок с неприятным известием – определение суммы, которой будет достаточно для ликвидации ЧП – выяснение способа передачи денег в руки «благодетеля». А вот реализация ее бывает совсем  непростой.  Нередко  на этом этапе задействованы таксисты. Да не один – несколько!
Они по цепочке передают друг другу деньги – поди отследи их движение в миллионном городе да еще докажи, что они вообще причастны к телефонному мошенничеству!
Оперативники утверждают, что в 90% применения второго пути фигурирует «ПриватБанк». На этапе их работы со службой внутренней безопасности банка можно отследить информацию о переводе денег. Но и злоумышленники не лыком шиты – банковская  карта может быть зарегистрирована на «личность», которая, даже судя по фотографии, страдает неким алкогольным синдромом или еще чем-нибудь подобным. И она, понятное дело, к перечисленным деньгам не имеет никакого отношения, хотя банковские распечатки могут свидетельствовать, что баланс карточки вызывает уважение: поступление  может достигать и полумиллиона гривен, скажем, за квартал.
Интересно и то, что лица, совершающие мошенничества подобного рода, как правило, находятся на территории других областей или даже государств, а также могут находиться в местах лишения свободы, откуда и совершают звонки.
Вне зависимости от национальности и места нахождения  телефонные мошенники тщательно готовятся к «делу», подходят к нему основательно. Они каким-то образом узнают необходимые им сведения о родственниках того, кого собираются облапошить и о «пострадавших» или «задержанных». Рекогносцировка проводится по полной:  номера телефонов, адреса, паспортные данные, место нахождения того, кому нужно срочно «помочь» в момент звонка его родственникам, разведываются прочие важные детали для того, чтобы быть убедительными при выуживании совсем не маленьких сумм – от двух до пяти тысяч долларов.
Да не только разведка хорошо поставлена у мошенников! Они учитывают и психологический, и временной факторы воздействия. Время закладывания в сознание жертв тревожной информации  выбирается  очень умело и психологически оправданно – глубокая ночь или раннее утро. Практика же показывает, что такого рода преступления не бывают одиночными: в  сутки  их в одном районе совершается несколько. Всегда работает целая группа злоумышленников,  действия  и роли каждого  в ней расписаны. От организации процесса можно диву даваться!
При расследовании одного подобного дела нужна кропотливая и длительная  аналитическая  работа. Для проведения всех мероприятий, по скромным оценкам, оперативникам требуется не менее месяца. И это даже при том, что потерпевшие сотрудничают с правоохранителями. Но наши люди не слишком-то доверяют милиции-полиции и склонны больше верить не операм, а мошенникам. Отсюда, в том числе, и слабая раскрываемость телефонного мошенничества.
Кстати, сами оперативные работники считают, что таким преступлениям уделяется мало внимания. В Главном управлении есть отдел раскрытия имущественных преступлений, а в районных подобных отделов нет. Там опера какими только делами не занимаются…
Достаточно вяло на телефонных мошенников реагируют работники следствия. Судьи, в свою очередь, нередко пренебрегают мнением оперативных сотрудников, а больше прислушиваются к следователям. И те, и другие не считают, что подобные преступления архиопасны для общества и имеют широкий резонанс, а потому и до суда и до «посадки» телефонных мошенников дело доходит редко.
Как же не стать жертвой телефонных мошенников? Советов оперативников несколько, и все они просты.
Во-первых, в какое бы время ни прозвучал звонок о якобы происшедшем ЧП, постараться дозвониться тому, о ком получено сообщение.
Убедиться в том, что с этим человеком все в порядке – после чего не  бояться сообщить в полицию информацию о попытке «развода» на деньги.
Во-вторых. Проверить личность звонившего. По телефону «102» всегда можно получить информацию о том органе или подразделении, представителем которого назвался собеседник. Однако и это не является гарантией того, что указанный сотрудник тот, кто звонит.
Поэтому необходимо избегать разговоров с неизвестными, тем более, если они звонят ночью!
Ни в коем случае не идти на провокации злоумышленников и не перечислять деньги на  счета, которые они называют.
Однако. Если вы уже стали общаться с неизвестным, желательно зафиксировать  информацию, которую  он сообщает  при попытке завладеть вашими средствами (номер телефона, номер банковской карты, имена, фамилии, адреса и т.д.). Сведения о попытках совершения таких мошенничеств непременно сообщать в полицию для принятия соответствующих мер по установлению личности злоумышленников и недопущению в дальнейшем совершения ими таких противоправных действий.

Сотрудникам полиции и сегодня больно вспоминать о потерпевшей женщине достаточно преклонного возраста, которая перевела телефонным мошенникам свои многолетние сбережения на черный день.
Свою маму они в такой трагической «роли», наверное, не представляют…
А вернуть потерпевшей «гробовые» и наказать обидчиков, устроивших телефонное «представление», оперативникам не удалось.

 

Обратная ссылка с вашего сайта

Оставьте комментарий

140