В «Укрзализныце» до сих пор не решена проблема с кондиционерами — больше половины вагонов не оснащены системой охлаждения. Причин две — это техническое состояние вагонов. Второе — отсутствие хладогена (жидкости для заправки кондиционеров), что не позволяет запустить кондиционеры в тех вагонах, где они имеются. Причем вторая проблема происходит не от отсутствия денег, а из-за управленческого бардака на железной дороге.

Жара свыше 30 градусов

С начала летней жары, в Кабмине потребовали от «Укрзализныци» не выпускать на маршрут вагоны, которые не оборудованы кондиционерами. Министр инфраструктуры Владимир Омелян давал поручение такие поезда вообще запретить. Но это поручение ушло в песок. Потому что тогда пассажирам придется сидеть на вокзале.

В жару температура в вагонах поднимается выше 30-35 градусов тепла. С учетом того, что во многих поездах даже не открываются окна, ситуация усугубляется еще больше – в поездах становится очень душно. Особенно когда состав стоит на станции больше 10 минут.

Обещанные кондиционеры работают не везде. Например, в фирменном поезде «Киев-Днепр», кондиционер работал. Впрочем, и сам поезд в хорошем состоянии – там есть розетки, везде чисто, возле каждого места индивидуальный свет.

А вот в поезде «Киев — Херсон» кондиционеры не работают. Что в основном, что в дополнительном. «Ехать нужно около 12 часов, поезд хоть и идет ночью, но нагревается за день и дышать невозможно. Особенно на остановках», — рассказала пассажирка поезда. Не работают кондиционеры и на составе «Херсон- Харьков».

Хуже всего приходится проводникам, которые в поездах находятся постоянно. «Когда была жара, мы просто задыхались тут, — рассказывает проводница поезда «Киев – Херсон». О кондиционерах даже не мечтаем, тут хотя бы окно открыть и подышать. Аптечка всегда с собой, некоторым проводницам становилось так плохо, вплоть до потери сознания. Даже если в вагоне есть работающий кондиционер, то включить его на отстое невозможно. А стоим с 10 утра, до 8 вечера на самом солнцепеке».

Кондиционеров не ждите

В «Укрзализнице» честно отвечают, что кондиционерами оснащены меньше половины поездов – 40%. И поставить туда кондиционеры нет никакой возможности – вагоны слишком старые, поясняет спикер УЗ Даниил Ваховский.

Но даже и с теми поездами, где есть система охлаждения, все равно проблемы. «Не был доставлен хладоген для заправки», — говорит Ваховский. По его словам, причина в задержке тендерных процедур и потому хладоген никак не могут доставить. Разрешится ситуация должна в конце августе, по крайней мере, как говорит Ваховский, «так обещали». Он также подтвердил, что в день на горячую линию УЗ приходит около полусотни жалоб на жару в поездах. Случаи, когда людям становилось плохо, тоже были, говорит Ваховский. Правда тут же нашел оправдание и заявил, что большинство связаны с употреблением алкоголя.

Экс-советник министра инфраструктуры Александр Кава также говорит, что большая часть железнодорожного транспорта не была рассчитана под установку там систем кондиционирования. «И остается два варианта — либо модернизировать вагоны, либо обновлять парк, — говорит Кава. — Но все это требует огромных вложений, которых у «Укрзализныци» сейчас нет». По его словам, проблему смогут решить только дотации государства. Или же повышение тарифов на перевозки — в три раза минимум.

Руководитель «Укрзализныци» Войцех Бальчун сам признает, что в ведомстве сложилась абсурдная ситуация. «Не должно быть так, что у нас нет запчастей для локомотивов, фреонов для кондиционеров или просто листового железа, потому что у нас не хватает денег или мы не смогли правильно провести тендерные процедуры», — говорил Бальчун в интервью. По его словам, в УЗ процветает коррупция и она огромных масштабов.

В «Укрзализныце» в очередной раз планируют уволить начальника департамента пассажирских перевозок. Мол все проблемы и неразбериха завязаны на нем. Но он, узнав об этом, резко ушел на больничный. и надеется пересидеть до осени.

Этого чиновника уже пытались уволить в апреле этого года — после расследований журналистов о «крайне неудовлетворительной ситуации по организации работы в пассажирском секторе железнодорожного транспорта». Но на сайте УЗ он до сих пор числится начальником пассажирского департамента.

В свете этой проблемы хочется вспомнить главного железнодорожника страны Георгия Кирпу, который за считанные месяце навел порядок на железной дороге. И билеты были и вагоны нормальные. Только вот такие хозяйственные и честные люди не нужны оказались Украине.