Николаю Караченцову -62

Написано . в . Опубликовано в Новости

Николай Караченцов родился 27 октября 1944 года, в Москве, детство провел на Чистых прудах. Его отец работалхудожником, мать — балетмейстером. Профессия мамы Николаю нравилась гораздо больше отцовской. Поэтому с детских лет он мечтал стать балетным танцором. Однако мама нашего героя была категорически против этой мечты, поэтому отдала все свои силы, чтобы сын увлекся куда более мужскими занятиями. Например, спортом. Поначалу мальчик закалял и совершенствовал свое тело буквально из-под палки, однако в дальнейшем он так увлекся этим делом, что родительских втыков уже не понадобилось.

Когда Коле Караченцову исполнилось семь лет, мама отдала его в привилегированный интернат при Министерстве внешней торговли. И вновь сделано это было не из плохих побуждений. Просто мама часто уезжала в длительные зарубежные командировки, поднимала балет то во Вьетнаме, то в Сирии, то в Монголии, и брать сына с собой не было никакой возможности — русских школ за границей не было.

В школе-интернате Коля учился вполне прилично и входил в число активистов. О том, каким он был в то время, можно судить по такому случаю, который произошел с ним в самом конце 50-х годов.

Рассказывает Николай Караченцев: «Я тогда потерял свой комсомольский билет. Он вывалился из кармана куртки, когда мы с ребятами гуляли на ВДНХ. Переживал я страшно. Как положено, повинился перед комсомольским собранием, целиком признал свою вину и попросил наказать меня построже. Чуть ли не со слезами на глазах умолял выгнать меня поганой метлой из комсомола: мол, не место в организации тем, кто не дорожит святыней, каковой является членская книжка. Мне выговор хотели объявить, а я кричал: нет. Мало этого, исключить меня надо, исключить! И я не претворялся, кричал по убеждению. Хотел, чтобы меня выгнали, а я потом, что называется, кровью заслужу право называться комсомольцем! Идиот, одним словом!

В 1977 году Николаю Караченцову было присвоено звание заслуженного артиста РСФСР.

Чуть раньше он женился на актрисе своего театра Людмиле Андреевне Поргиной. Последняя вспоминает: «Когда я поступила в театр, мне сказали, что я ввожусь в спектакль «Музыка на 11-м этаже». Я пошла посмотреть спектакль. На сцену первым выскочилСаша Збруев, и зал заревел. А потом выскочило нечто — орущее, лохматое, вот с такими зубами. Я увидела его и подумала: «Вот если он станет моим мужем, свою жизнь могу считать бессмысленной». И этим человеком был Коля Караченцов, который позднее стал моим мужем…

Однажды после спектакля мы возвращались к себе на Юго-Запад, где снимали квартирку. Ехали в троллейбусе, заболтались, целовались, наверное. Уже не помню. Не заметили, что троллейбус остановился, люди все вышли, а шофер — грубый человек оказался! — закрыл двери и почему-то решил спрашивать билеты. То ли штраф задумал содрать, то ли хамством душу отвести.

В общем, подходит и спрашивает билет, который мы, естественно, забыли взять. Я говорю, что сейчас куплю. А шофер в ответ: «Ах ты…» И такое дальше сказал… Кажется, он не успел договорить, как оказался на полу… А дальше я увидела, как Коля сидит сверху и молотит его, а тот только ручками беспомощно болтает. Я его еле оттащила. Он был взбешен: «Он же оскорбил тебя!» У меня сил не хватало сдерживать его…»

В 1978 году у Николая Караченцова и Люмилы Поргиной родился сын, которого назвали Андреем.

Стоит отметить, что к тому времени Н.П. Караченцов уверенно входил в десятку самых популярных актеров советского кино и несмотря на свое, отнюдь не делоновское, лицо, кружил головы миллионам представительниц слабого пола. Причем кружил головы настолько сильно, что дело порой доходило до трагедии. Актер не любит вспоминать об этой истории и если говорит, то очень скупо. По его словам, некая поэтесса долгое время ходила за ним по пятам, бросалась на капот его автомобиля, спала под дверью его квартиры. Каждый день она писала своему кумиру письма в стихах, где откровенно признавалась в любви. Однажды она пришла в Ленком и попросилась на работу в костюмерный цех. Однако сотрудники театра прекрасно знали ее и сразу догадались, почему она просится в театр — чтобы быть поближе к своему кумиру. Поэтому в просьбе ей отказали, причем сделали это грубо, без особых церемоний. И оскорбленная девушка в тот же день выпила для храбрости вина, поднялась на крышу общежития и прыгнула вниз. Ее мама потом приходила к Караченцову, но что он мог ей ответить. В одном из своих интервью, касаясь этой темы, Николай Караченцов сказал: «Ко мне иногда приходят письма с угрозами покончить с собой. Я не знаю, провокация это, попытка поймать меня на удочку или искренняя боль. Мой опыт подсказывает, что лучше не реагировать никак»

В ночь на 28 февраля 2005 года на обледенелой дороге Мичуринского проспекта в Москве автомобиль Volkswagen Passat, за рулём которого был Николай Караченцов, попал в аварию. Артист спешил с дачи в Москву, взволнованный вестью о смерти тёщи Надежды Степановны Поргиной (1922—2005), не пристегнувшись ремнем безопасности и превышая допустимую скорость. В результате актёр получил серьёзную черепно-мозговую травму.

Он был доставлен в больницу, где ему той же ночью была сделана трепанация черепа и операция на головном мозге. Как только позволило состояние пострадавшего, его перевезли в Институт Склифосовского.

Караченцов пролежал 26 дней в коме. В начале июня его перевели в Центр патологии речи и нейрореабилитации. Процесс выздоровления затянулся. Лишь в мае 2007 года на гала-концерте с презентацией дисков с песнями из репертуара Николая Караченцова актёр смог подняться на сцену, показавшись зрителям.

Однако речь Караченцова не восстановилась, он реагирует на окружающую обстановку вяло. Очевидно, более продолжать актёрскую карьеру он не может по инвалидности.

В мартеапреле 2011 года Николай Караченцов проходил курс лечения в одной из клиник Израиля. Было отмечено, что его речь улучшилась.

Уже в России на вопрос журналиста: «Николай Петрович, вы прошли через столько испытаний, каждый день боретесь со страшной болезнью. Скажите, что же все-таки помогает вам жить?» он ответил: «Все вы. Я все преодолею. Я выдюжу, потому что меня столько людей любят!».

«Синтетический актер»

С 1967, по окончании Школы-студии МХАТ, — Николай был актером театра имени Ленинского комсомола (с 1991 Ленком). Тогда же, в 1967 году, Караченцов впервые работал с режиссером Марком Анатольевичем Захаровым на спектакле «Суджанские мадонны». Звездный час актера пробил в 1974, когда после прихода Захарова на должность главного режиссера театра Ленинского комсомола, Караченцов темпераментно и страстно сыграл в спектакле «Тиль» по Шарлю де Костеру (инсценировка писателя Григория Израилевича Горина, постановка Марка Захарова). Для отечественного театра Караченцов оказался новым типом «синтетического актера», способного к драматическому, вокальному (почти в стиле рок-опер) и ритмически организованному существованию на сцене.

Первый опыт был развит в «Звезде и смерти Хоакина Мурьеты» (две роли в музыкальной версии поэтической драмы Пабло Неруды), а затем в спектакле «Юнона и Авось» (роль российского государственного деятеля, действительного камергера Николая Петровича Резанова, рок-опера Алексея Львовича Рыбникова по поэме Андрея Андреевича Вознесенского). Николай Караченцов стал одним из ведущих актеров Ленкома, Захаров привлек его к участию во многих спектаклях, в том числе в современной пьесе «Жестокие игры» (роль Миши Земцова) и в историко-революционной «Оптимистической трагедии» (роль Алексея). Долголетней партнершей Караченцова в «Тиле» и «Оптимистической трагедии» была Инна Михайловна Чурикова. Позднее, супруг актрисы, режиссер Глеб Анатольевич Панфилов специально для Чуриковой и Караченцова поставил на сцене Ленкома пьесу «Сорри».

Кинокарьера Караченцова

Впервые Николай Петрович Караченцов появился на киноэкране в небольшом эпизоде в картине «Красная площадь» (1970). Но активно сниматься в кино актер начал только после триумфа «Тиля». К сожалению, Захаров не задействовал своего питомца в экранных работах, за исключением небольших ролей в телевизионных лентах «Двенадцать стульев» (1977) и «Дом, который построил Свифт» (1982). Тем не менее уже в начале своей кинокарьеры Караченцов сыграл одну из лучших своих ролей — Бусыгина экранизациипьесы Александра Валентиновича Вампилова «Старший сын» (1975). Безудержность во всем, исполнительская щедрость красок отличает многие роли Караченцова, как историко-костюмные, так и современные («Собака на сене», 1977; «Ярославна, королева Франции», 1979; «Благочестивая Марта», 1980; «Дамы приглашают кавалеров», 1981; «Трест, который лопнул», 1982; «Белые Росы», 1984; «Человек с бульвара Капуцинов», 1988). С режиссером Владимиром Владимировичем Бортко актер работал над эксцентрической комедией «Удачи вам, господа!» (1992) и отчасти исповедальным фильмом «Цирк сгорел, и клоуны разбежались» (1998).

ya51

ya53

ya57

ya58

ya54

Обратная ссылка с вашего сайта

Оставьте комментарий

139