национальная или президентская гвардия?

Написано . в . Опубликовано в Новости

Парламент принял поправки к Закону Украины «О Национальной гвардии», согласно которым командующего Национальной гвардией и его заместителей назначает и снимает с должности Президент Украины. Уточнены задачи этой силовой структуры. Среди прочих – противодействие массовым волнениям.

Сегодня в рядах Национальной гвардии находится около двадцати тысяч человек. И если раньше большинство из них несли боевую службу в зоне АТО, то в последнее время они все чаще исполняют полицейские функции, что мы видели во время так называемого тарифного майдана, громких политических судебных процессов и т.д. Государственная машина все больше приобретает признаки полицейской: у власти растет количество инструментов для подавления инакомыслия. Правда, зачастую это маскируют, называя борьбой с проявлением антигосударственности и сепаратизма. Хотя вполне очевидно, что власть опасается нового Майдана и целенаправленно перестраховывается от такого оборота политических событий. Это видно хотя бы по закупкам техники и вооружения для силовых структур. Если для Вооруженных Сил поставлены считанные единицы современных танков типа «Оплот», а большей частью восстановленные после длительного хранения устаревшие Т-64 и Т-72, то для Национальной гвардии и МВД поставляются современные бронетранспортеры и легкие бронемашины, бронежилеты высокой степени защиты, новейшие образцы отечественного стрелкового оружия.

Понятно, что на фронте требуется гораздо более мощное вооружение, а для сдерживания толпы оно в самый раз.

Последнее время части Национальной гвардии и полиции отведены с передовой антитеррористической операции и выполняют задачи по охране тылов, мостов, складов, электростанций и других важных объектов. Но все чаще их можно видеть в столице, где силовых структур и без того вполне достаточно. А на фоне увеличения расходов на оборону до пяти процентов внутреннего валового промышленного продукта мало кто вспоминает о том, что непосредственно на армию выделено всего около девяноста миллиардов гривен, а остальные – около тридцати миллиардов – на финансирование Национальной гвардии, полиции и СБУ. Служащим этих структур в первую очередь повышается зарплата, выдается новое форменное обмундирование и экипировка.

Инициируя поправки в Закон «О Национальной гвардии» Президент тем самым упрочил свое влияние на эту структуру, которая, как известно, до сих пор находилась в исключительном подчинении министра внутренних дел, а стало быть и премьер-министра. Не свидетельствует ли это о том, что из парламентско-президентской страна все больше становится президентско-парламентской. И все больше властных полномочий переходит к Петру Порошенко. Непротивление этому со стороны Яценюка, видимо, является следствием договоренности о сохранении им поста главы правительства.

Но сохранит ли свою должность министр внутренних дел Аваков, особенно после недавнего эксцесса на заседании Совета реформ, где пан министр открыто вступил в конфликт со ставленником Порошенко – Одесским губернатором Саакашвили и игнорировал призывы Президента к порядку? Во всяком случае Яценюк на днях заявил, что при возможном переформатировании Кабмина он ни за что не сдаст своего соратника Арсена Авакова. А без голосов фракции «Народного фронта» Верховной Раде вряд ли удастся сместить одиозного министра.

Что до кадровых назначений, то в той же Национальной гвардии до сих пор нет командующего. Вполне вероятно, что идет поиск достойной, а главное, лояльной Президенту кандидатуры. Но Порошенко почему-то медлит с назначением, видимо памятуя неудачный опыт с выдвижением на пост министра обороны главного охранника страны Гелетея. Ранее руливший Национальной гвардией генерал Кихтенко был переведен на пост главы Донецкой области, с чем явно не справился и отправлен в отставку. Зато генерал Степан Полторак с должности командующего Нацгвардией весьма уверенно пересел в кресло министра обороны, где Президенту тоже нужен был свой человек. И судя по тому, что Полторак с недавних пор красуется в погонах генерала армии, Порошенко верит в него и всячески стимулирует. Очевидных заслуг на должности министра обороны Степан Полторак не имеет, на фронтах АТО крупномасштабных операций в последнее время не проводилось. А стало быть, проявить себя в службе новоиспеченный генерал армии мог разве что лояльным отношением к Президенту.

Укрепляя свою силовую вертикаль, Порошенко может оказаться в плену иллюзий в отношении могущества и эффективности государственного силового аппарата. Взять нашумевшую историю с лидером «Укропа» Геннадием Корбаном. Как сообщалось, в операции СБУ по поимке группировки Корбана было задействовано полтысячи человек и множество единиц техники. Были потрачены миллионы государственных средств. А в результате – фигуранта громкого дела только с третьей попытки водворили в СИЗО. И неизвестно, признает ли суд представленные обвинением доказательства. Это к вопросу об эффективности наших силовых структур.

До сих пор ни одного громкого дела не расследовали Антикоррупционное бюро и Антикоррупционная прокуратура, которым, наверное, ввиду их неприметной работы даже забыли выделить необходимое финансирование. Правда, ошибку впоследствии исправили. И теперь прокуроры Антикоррупционного бюро будут получать до 30 тысяч гривен в месяц, а глава этого ведомства и его заместители – до 70 тысяч.

Напрашивается вопрос: стоит ли овчинка выделки?

Со всех телеэкранов только и говорят, что для работы в этих структурах отобраны настоящие патриоты. Но при этом следует оговорка: чтобы уберечь антикоррупционеров от искушения взяткой, им нужны высокие зарплаты. Но тогда какие же они патриоты, если для своей державы готовы служить только за большие деньги?

Помнится, в одном из своих публичных выступлений нынешний глава фракции Блока Петра Порошенко в Верховной Раде Юрий Луценко произнес замечательную фразу:

«Не надо хныкать. А когда вам станет очень трудно, нацепите на грудь жовто-блакитну стричку».

Однако сами «можновладцы» почему-то не воспользовались этой рекомендацией, когда депутатская зарплата в 6 тысяч гривен показалась им слишком маленькой. И, как сообщается, добились ее увеличения до 17 тысяч гривен, и это без учета различных надбавок.

Национальным гвардейцам и полицейским тоже требуется хорошая зарплата, но обеспечить ее можно за счет улучшения работы промышленности, а не путем ввода налога на пенсии и так называемого военного сбора. Пенсионеры ведь тоже кушать хотят. И не меньше, чем силовики, которых сегодня так лелеет государство. При том, что свои функции органы правопорядка в ряде случаев не выполняют. Не случайно в некоторых селах население создает отряды самообороны от бандитов и грабителей. Так может, лучше их взять на казенный кошт?

 

Обратная ссылка с вашего сайта

Оставьте комментарий

148