На колесах без трусов: как государство наживается на транспортных расходах украинцев

Написано . в . Опубликовано в Новости

Очередное подорожание проезда в общественном транспорте, о котором вот уже несколько месяцев твердят перевозчики – состоялось. На две гривны увеличена стоимость проезда в автобусах. А в планах еще поднять цены за проезд в троллейбусах, трамваях и метрополитене. Рост курса доллара, повышение стоимости электроэнергии и топлива, всеобщее подорожание жизни не привело к повышению цен на проезд, а вот увеличение Кабинетом министров Украины минимальной заработной платы в два раза моментально отразилось на расценках.

Как поясняют перевозчики, «являясь коммерческой структурой и самостоятельно выбирая формы оплаты труда, сами определяют, как оценивать результаты работы своих сотрудников», поэтому они не согласны с решением правительства «причесывать все предприятия под одну гребенку», но вынуждены пойти на такие меры, как поднятие стоимости проезда. Так как другого выхода не видят. Именно необоснованные действия и распоряжения украинского Кабмина, уверены транспортники, приводит к тому, что цены в стране растут, как на дрожжах.

Перевозчики против Кабмина

Если посмотреть на проблему шире, становится понятно, что в заявлении транспортных компаний есть рациональное зерно. Так как за последние два года, когда у власти оказались евроинтеграторы, они целенаправленно делают все, чтобы максимально затруднить развитие украинского бизнеса и поставить его в условия вечного должника. Подтягивая расценки к европейским стандартам, умышленно забывают о том, что разбалансированная экономика ведет не к росту доходов, а к уничтожению целых отраслей.

И первые результаты на лицо. Одна из составляющих работы транспортников – модернизация своего подвижного состава, без которой при интенсивной эксплуатации невозможно обеспечивать достаточно комфорта для пассажиров. А о каком комфорте можно говорить, если этой зимой, достаточно суровой по температурному режиму, практически все автобусы выходят на маршрут без включенных печек и в салонах лед не только снаружи стекол, но и внутри, про сиденья и пол говорить не приходится – снизу каток, чуть выше хрустящая ледяная корочка.

Потому что экономят даже не на таком уж и большом дополнительном расходе топлива. Получается, даже дополнительные литр-полтора на ста километрах — это для фирм-перевозчиков большие деньги, которые они даже не надеются восполнить с прибыли. Та же ситуация и с ремонтами, мораторий на проверки еще в действии, значит, на линию транспорт и дальше может выходить по принципу «абы ехало».

А воз и ныне там

Субсидии, компенсации, субвенции – государство Украина, в лице правительства, берет на себя множество обязательств, вот только практически не выполняет их. Огромные долги, которые накопились на предприятиях, связанных с получением денег из бюджета, появились исключительно из-за того, что казначейство просто вовремя не перечисляет обещанное финансирование и предлагает компаниям подождать неопределенный срок, пока «закрывает финансовые дыры» своими оборотными капиталами. Компенсация перевозки льготного контингента вообще оплачивается по остаточному принципу.

Шантаж и манипуляции, обещания и «договорняки» — основополагающие принципы работы всех зависимых от государства предприятий. А по-другому выжить они уже не могут. Налоги ведь с них требуют регулярно, за просрочку обязательно накажут – это с одной стороны, в то же время второй участник сделки – государство, всегда найдет «объективные» причины, чтобы не выполнять свои обязательства. Выход из ситуации есть, более того, он существует, правда, только на бумаге более десяти лет. Единый электронный билет его разработали и адаптировали для украинского рынка, еще в 2006 году.

Харьковские специалисты предложили не только схему реализации проекта, а просчитали логистику и подготовили все техническое обеспечение. В свое время разработчиков системы е-билетов приглашали в Киев для защиты своего проекта на совместном совещании министерств инфраструктуры и  финансов. Предложение было признано удачным и вполне реализуемым на практике. Но шли годы и электронный билет так и оставался на бумаге. Сейчас уже можно понять, почему: при независимом учете средств, потраченных на перевозку, и с четким отслеживанием количества обслуженных пассажиров из такого доходного бизнеса, как общественный транспорт может уйти коррупционная составляющая, причем на всех уровнях.

От контролеров в троллейбусах, которые «забывают» выдать проездной билет, до руководителей транспортных компаний, берущих «с потолка» количество перевезенных пенсионеров и инвалидов. Опыт харьковского метрополитена, где электронный билет введен уже давно, показывает – технических проблем, чтобы перевести весь транспорт на подобную схему, нет. Вариант е-билета реален и даже коммерчески выгоден. Но только тому, кто не собирается нажиться на неконтролируемых потоках финансов. Выгоден только тем, кто планирует получать прибыль по закону. А вот таких среди министров и чиновников мало, если вообще такие есть.

Поэтому единого электронного билета на Украине нет и не будет до тех пор, пока не будет разработана схема, как при полном контроле расходов и доходов выводить деньги в карманы заинтересованных лиц. И над этим процессом уже работают в Киеве. На государственном уровне принято решение разработать «с нуля» систему украинских электронных билетов. Опыт Харькова обещают учесть, но только в консультативном порядке, так как, по мнению киевских чиновников, то, что получилось и работает на местном уровне, не будет работать на всеукраинском. А скорее всего понятная прозрачная система расчетов слишком проста и неинтересна тем, кто собирается возглавить новый вид государственного бизнеса.

Это как с «Укразализницей» был электронный билет, введенный самой компанией, и ее он устраивал, так как позволял видеть в режиме онлайн, какие маршруты пользуются популярностью, а какие избыточны. Железнодорожники имели возможность с цифрами на руках доказывать хоть клиентам, хоть правительству, почему их услуги стоят именно столько, сколько стоят. Но выгода от такого е-билета была только у поставщика услуги, а не у чиновников, и электронный контроль был отменен, как слишком сложный и не оправдавший доверия граждан проект.

А то, что после ликвидации открытой системы учета на железной дороге предприятие оказалось в долгах и с огромными убытками по итогам года: так, в стране финансовый кризис, — сокрушаются в украинском Кабинете министров. И значит разумно повысить стоимость билетов и на железной дороге. Что и было сделано. И поэтому украинцы ждут нового витка инфляции, прекрасно понимая, что будут не только платить больше за проезд в общественном транспорте и на железной дороге, но и увидят выросшие расходы за перевозку в ценах на все остальные товары и услуги. Цена проезда в троллейбусах и автобусах, — это лакмусовая бумага экономики, если тут пошли подвижки вверх, остальные цены также подтянутся. С учетом того, что уже не за горами посевная, осенью можно прогнозировать минимум 30% повышение цен на все товары, только благодаря новым расценкам перевозчиков. А если доллар НБУ не удержит, и он также сдвинется с места, то повышение будет на все 50%.

Обратная ссылка с вашего сайта

Оставьте комментарий

136