Митці за железным занавесом

Написано . в . Опубликовано в Новости

Едва стих скандал, вызванный решением Министерства Культуры запретить трансляцию украинскими телеканалами «Иронии Судьбы», как последовало его, на мой взгляд, вполне логичное продолжение.

Ряд украинских артистов и певцов обратились к президенту Украины Петру Порошенкос требованием закрыть украинский эфир для видео- и аудиопродукции из России: «На сегодня вся российская медиапродукция несет элемент пропаганды: или возвеличивание российских войск, или идеи русского мира. Стратегия запрета отдельных актеров или фильмов оказалась недостаточно эффективной. Мы считаем, что надо запретить любой интеллектуальный продукт из России», – заявил участник группы Kozak System Иван Лене.

Обращение к президенту подписали, в частности, лидер группы «Вопли Видоплясова» Олег Скрипка, участник «Кому Вниз» Андрей Середа, участник группы «Мандры» Сергей Фоменко, участница группы «Українськi Барви» Оксана Стебельская, писатели братья Капрановы, казкар (рассказчик сказок) Сашко Лирник.

И, честно говоря, «крик души» украинских «митцив» понять можно. Ведь, казалось бы, где пропаганда «идеи русского мира» в той же «Иронии Судьбы»? На самом деле «вина» «Иронии судьбы» не в сыгравшей в ней эпизодическую роль Талызиной, отнесенной к лицам «которые создают угрозу национальной безопасности» (к слову, ну много ли людей в Украине до скандала знало, что она поддержала «аннексию Крыма»?), а в том, что фильм был снят в России, в СССР, что стал культовым для всего единого советского, русского, русскоязычного (терминология – вопрос вкуса) культурного пространства.

Именно разрушение этого единого пространства, отрыв от неё народа Украины, так называемое формирование «украинской национальной идентичности», принудительная «украинизация», реализация постулата «Геть от Москвы» во всех его проявлениях и является «альфой и омегой» всей гуманитарной политики Киева. «Неправильные» артисты в данном случае – лишь повод для запрета максимального возможного количества произведений из общего прошлого.

И снова можно задаться вопросом – что плохого в доступе к великой и многогранной культуре, ведь в конце концов проникновение культур всегда взаимно, не только российские авторы и произведения популярны на Украине, но и многие украинские «митци» (тот же Олег Скрипка) пользовались успехом в «соседней державе» до последнего времени.

В конце концов, можно привести немало примеров независимых государств, вполне «уживающихся» в едином культурном и языковом пространстве – «англоязычный мир» (США, Великобритания, Канада, Австралия…), Германия и Австрия. Но, видимо, проблема, в том, что «общее пространство» — это и неизбежная конкуренция.

А с этим у «митцив» получается не очень. Ну не хотят несознательные украинцы слушать и читать их «шедевры». Вот и приходится истерически взывать к строительству «железного занавеса» (такого, что коммунистическому режиму и не снилось), отыскивая «идеи русского мира» даже, нужно так понимать, у Макаревича.

Конечно, не думаю, что данный призыв «деятелей искусства» будет немедленно реализован (хотя в постмайданной Украине уже ничему удивляться не приходится). Но в том, что то, к чему они призывают, будет реализовываться на практике, сомневаться, увы, не приходится. Только вот о будущем страны, где детей будут воспитывать не на Чехове и Достоевском, а на братьях Капрановых (кто-нибудь слыхал об их «шедеврах»?) можно только пожалеть!

Другое дело, что в наш информационный век «железные занавесы» все-равно получаются крайне дырявыми. Но, не исключаю, «митцив»-подписантов это волнует постольку-поскольку. Главное – на идейно-правильном основании получить максимальный доступ к бюджетной кормушке, на государственных или вынужденных подчинятся политике Минкульта частных теле- и радиоканалах, а будут-ли их смотреть зрители или станут быстрее переходить на «альтернативные» источники – спутниковое телевидение и интернет – это уже вопрос десятый.

Обратная ссылка с вашего сайта

Оставьте комментарий

149