Нет, панове, я не про восстание гайдамаков Железняка и примкнувшего к нему («милиция с народом!») сотника Гонты в 1768 году. Хотя, как пример кровавой «дружбы» с поляками и «братской поножовщины» со своими же украинцами он стоит детального изучения патриотами. Я про рельсы и вагоны. Идея поменять колею на европейскую оказалась чем-то средним между шуткой и фейком. А с депортацией российских вагонов смешного мало.

Как многие, наверное, слышали, не только «Яндекс» объявлен агентом ФСБ, Mail.ru вынесли “підозру у державній зраді”, а “Одноклассников” посадят на 10 лет без права переписки (это я гипотетически, не удивляйтесь), но и в офф-лайне у нас идет непримиримая борьба с агрессором. В частности, с его вагонами, которыми мы возили свои грузы преимущественно в Среднюю Азию, Казахстан и Китай.

Еще герои-гайдамаки усвоили тезис, что бить надо в первую очередь своих и только потом приниматься за чужих. Поэтому, согласно указу президента №133 от 15 мая 2017 года, которым введено в действие соответствующее решение СНБО от 28 апреля 2017 года о санкциях против ряда компаний из РФ, с 18 мая был введен запрет на грузоперевозки и транзит с использованием российских вагонов.

Для справки. ПАО «Укрзализныця» заявляет, что на 16 мая 2017 года в Украине находилось 29 тыс. вагонов собственности компании «Российские железные дороги», из них преимущественно вагоны «Федеральной грузовой компании» или вагоны «Первой грузовой компании». В том числе 1290 крытых, 126 платформ, 23 874 полувагона, 2195 цистерн, 1546 зерновозов и 466 минераловозов. По причине введения санкций из обращения должно быть выведено примерно 20% грузовых вагонов.

Процесс этот идет успешно. По состоянию на 26 мая в Украине осталось уже 25 тыс. российских вагонов. И от них продолжают избавляться. Вагоны, нагруженные до введения санкций, будут доставлены грузополучателю. Остальные пытаются найти другие вагоны, чтобы не сорвать поставки и не заплатить неустойки. Далеко не у всех это получается. Так что логистическое сообщество бьется в истерике.

Ну, что ж, спасибо, дорогая власть. Вы там все молодцы. Не понимаю только, почему не введен запрет на транзит газа? Это было бы так весело. Особенно для наших европейских партнеров и друзей. Историю с вагонами они перенесут гораздо легче, чем мы, скорее в режиме зрителей, чем участников. А вот наши предприятия слегка офигели, когда узнали, какие грандиозные проблемы с доставками грузов ожидают их в рамках санкций против агрессора.

Дело в том, что у нас и без санкций постоянно имелся дефицит вагонов. В прошлом году металлурги рыдали на отраслевом собрании, что из-за нехватки вагонов произошел срыв выплавки 3 млн. тонн металла, а покупателям не доставили уже готовую продукцию.

Менеджеры меткомбинатов жаловались, что обеспечение их полувагонами в 2016 году в пиковые моменты находилось на уровне 15% от потребностей. Помню, сильно возмущались, что тарифы растут, вагоны стареют, но даже старых и ветхих своих катастрофически не хватает. Приходится использовать чужие.

«Укрзализныця» признала, что не смогла удовлетворить запросы производителей на подвоз сырья к меткомбинатам и вывоз их продукции. Но развела руками: мол, на нет, как говорится, и суда нет. Пытались прижать Войцеха Балчуна, чтобы занялся вагонами. Но он популярно объяснил заинтересованным лицам, что слишком занят глобальной реформой УЗ, чтобы опускаться до текущих мелочей. Да и денег нет на вагоны. Новые. А сейчас и старых не будет.

Кто там спросил, зачем весь этот мазохизм нужен? Отвечаю – он нужен, чтобы нанести последний точечный удар по агрессору, лишить его нашей экспортной продукции теперь уже из-за проблем с транспортировкой.

Надо понимать, что в стране проводится государственная политика, направленная на окончательный разрыв каких-либо связей с РФ. Нечего зарабатывать кровавые деньги (как говорил Сема Семенченко, презентуя свою “железнодорожную сотню имени Анны Карениной”) на экспорте агрессору. В вагонах его, понимаешь, свои товары возить. Надо сидеть дома и сосать лапу. Или переориентировать товарные потоки в Евросоюз.

По секрету скажу, что с Евросоюзом у нас абсолютно наполеоновские планы. То, что ошибочно было принято за план изменения ширины железнодорожной колеи в Украине, на самом деле является планом распила не рельсов, а денег.

Сообщается, что по результатам Шестого заседания украинско-французской Рабочей группы по вопросам транспорта 19 мая в Киеве Министерство инфраструктуры заручилось поддержкой французов в “исследовании вопроса о возможном получении экспертно-консультационной помощи для реализации проекта по изменению ширины железнодорожной колеи в Украине”.

Вы ощутили “многоходовость” формулировки? Это, я вам скажу, очень широкий проект. В том смысле, что колею 1520 мм никто не переложит под европейский стандарт 1435 мм, поскольку это невозможно и нереально. Португалия живет с нестандартной колеей. Финляндия сохраняет российскую железнодорожную колею, ибо перекладывать рельсы, менять вагонные тележки и оси локомотивов слишком дорого даже для ЕС.

Но для получения соответствующего отрицательного заключения по нашей ситуации можно будет привлечь европейских экспертов. Предварительно исследовав возможности их привлечения за счет технической помощи.

А пока евробюрократы считают откаты (о, виршик получился!), наше стратегическое направление – это Азия и Африка. Тем более что Китай в ближайшие три года (до 2020-го) выделит странам «Шелкового пути» помощь в размере $8,7 млрд. Правда, мы в этот “Шелковый путь” не попадаем (это РФ, Казахстан и Беларусь), а вот грузы наши в Китай катались в русских вагонах. Потому что попытка наладить сообщение по альтернативному “Новому шелковому пути” в обход России, успехом, как известно, не увенчалась.

Напомню, что поезд ушел по маршруту Украина – Грузия – Азербайджан – Казахстан – Китай (через Каспий и Черное море). Но куда пришел? Это только степные суслики знают. Три месяца они его обгладывали на каком-то полустанке, на границе Казахстана и Китая, пока мы не забрали поезд назад.

Потом хотели его в Иран отправить. По новому персидскому пути. Но там немного не хватило колеи. Двести с чем-то км рельсов. Чепуха, в принципе, но поезд опять не добрался из пункта А в пункт Б.

Вообще, у меня такое предчувствие, что по итогу всех наших сверхусилий мы прибудем в пункт “Ж”. В прямом и переносном смысле слова. Ибо, как сообщает сайт Корреспондент.net, Россия строит железную дорогу в обход Украины. Ожидается, что двухпутный участок Журавка – Миллерово будет открыт уже 15 августа 2017 года. На проведение работ потратят 45-60 млрд. руб. Так что выведенным из оборота вагонам будет где ездить. А мы… На волах будем возить. Вернемся, понимаешь, к первоистокам.