Восемнадцать суток подвига. В небе и на земле

Написано . в . Опубликовано в История, Новости

В 1967 году комсомольцы-общественники Азовского оптико-механического завода (АОМЗ) в свободное от работы время организовали в жилом заводском массиве подростковый молодежный клуб «Патриот». На торжественном открытии почетным президентом клуба был избран Герой Советского Союза Алексей Петрович Маресьев

Восемнадцать суток подвига. В небе и на земле

Алексей Петрович Маресьев родился 20 мая 1916 года в городе Камышине. Трудовую деятельность начал токарем на заводе. Учился заочно в Московском авиационном институте.

В 1934 году участвовал в комсомольской стройке авиационного завода (г. Комсомольск-на-Амуре), там же занимался в местном аэроклубе.

В 1937 году был призван на срочную службу в авиационные пограничные войска СССР, в Тихоокеанский пограничный округ (остров Сахалин). В 1939 г. был направлен в Читинскую школу военных пилотов, которую вскоре перевели в город Батайск Ростовской области.

По окончании в 1940 году Батайского авиационного училища им. А.К. Серова получил звание младшего лейтенанта и оставлен в качестве инструктора. В 1941 г. из Батайска был мобилизован на фронт, в 296-й истребительный авиационный полк.

Его первый боевой вылет состоялся 23 августа 1941 г. в районе г. Кривого Рога.

Прошел Юго-Западный и Северо-Западный фронт.

В 1942 г. был назначен командиром звена 580-го истребительного авиационного полка. Особо отличился и открыл свой боевой счет, сбив 3 вражеских самолета.

5 апреля 1942 года во время операции «Демянский котел» (Новгородская область) в воздушном неравном бою с превосходящими силами противниками его самолёт Як-1 был подбит. Получив ранение, лётчик дотянул до своей линии фронта, но при попытке совершить вынужденную посадку упал с высоты 30 метров в заснеженном лесу.

Восемнадцать суток лётчик со сломанными ногами ползком по снегу через леса и болота пробирался к своим. А. Маресьев вместо воды ел снег, питался корой, шишками и мхом, ночевал в оврагах, дно которых выстилал ельником, им же и укрывался. Его заметили жители из деревни Плав Валдайского района, привезли на подводе в свой дом, а затем на самолёте отправили в московский госпиталь.

Врачи спасли жизнь А. Маресьеву, но были вынуждены ампутировать обе ноги. В специализированном госпитале в г. Куйбышеве его поставили на протезы и перевели в санаторий им. Чкалова. Там он начал упорно готовиться к тому, чтобы вернуться в строй и летать.

В начале 1943 г. прошёл медицинскую комиссию и направлен в лётную школу, где совершил свой первый после ранения пробный вылет и добился отправки на боевой фронт. В июне 1943 г., накануне Курской битвы, он прибыл в 63-й Гвардейский истребительный авиационный полк. После нескольких удачных вылетов в паре с командиром эскадрильи А. М. Числовым получил заслуженное доверие и возможность отправляться на боевые задания.

В воздушном сражении 19 июля 1943 г. им был сбит пикирующий немецкий бомбардировщик. На следующий день, 20 июля, в бою с превосходящими силами противника, Маресьев уничтожил два вражеских истребителя и спас жизни двум советским лётчикам.

С октября 1943 г. воевал помощником командира 63-го гвардейского истребительного авиационного полка, затем стал штурманом по воздушно-стрелковой службе.

Боевая слава о А. Маресьеве разнеслась по всему фронту. Об этом волевом и мужественном человеке писали в газетах. Его имя уже стало известным на всю страну. В полк часто приходили военные корреспонденты.

В марте 1945 г. А. Маресьев перешел на должность инспектора-лётчика в управление вузов Главного формирования и боевой подготовки ВВС РККА.

Во время войны совершил 86 боевых вылетов, сбил 10 вражеских самолётов, три — до ранения, семь — после.

В июне 1942 года за три сбитых немецких самолёта был награжден орденом Красного Знамени. 24 августа 1943 года за спасение жизни двум лётчикам и 3 сбитых немецких истребителя был удостоен звания Героя Советского Союза (Золотая Звезда № 1102).

После войны в мирное время от майора дошел до звания полковника. В 1946 г. ушел в запас, занялся образованием, окончил Академию общественных наук и Высшую партийную школу. Защитил диссертацию по истории. В 1950-х годах совершал вылеты на учебном самолёте в качестве инструктора спецшколы ВВС в городе Москве.

Постоянно поддерживал себя в отличной физической форме, занимался спортом: велосипед, лыжи, плавание. Установил личный рекорд, переплыв Волгу: 2 км 200 м за 55 минут.

В послевоенное время пример А. Маресьева широко использовался для воспитания молодого поколения. Его подвиг лег в основу книги Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке», которая вошла в курс советской школьной литературы. По книге позже был снят фильм.

В последние годы работал ответственным секретарём Советского комитета ветеранов войны в городе Москве. Его очень часто приглашали, организовывали встречи с молодежью. Совершенный им подвиг навсегда вписан в историю нашей страны.

1949 г. — участник Первого Всемирного конгресса сторонников мира в Париже.

1960 г. — издана книга А. П. Маресьева «На Курской дуге».

1960 г. — в Большом театре состоялась премьера оперы «Повесть о настоящем человеке» С. С. Прокофьева.

1967 г. — участвовал в церемонии зажжения Вечного огня у Могилы Неизвестного Солдата.

1989 г. — народный депутат СССР.

Был избран почетным гражданином городов: Стара-Загора (Болгария), Батайск (Ростовской область), Комсомольск-на-Амуре, Орел.

Обратная ссылка с вашего сайта

Оставьте комментарий

137