В двадцати шагах от коммунизма.»

Написано . в . Опубликовано в История, Новости

 

Центр Херсона с высоты птичьего полета. На переднем плане «белый дом». Слева видна каланча пожарного депо. Рядом с ним, справа видна крыша бывшей ночлежки. Еще правее, кинотеатр «Украина». Памятник Ленину на площади Свободы еще не установили.

Пятьдесят с лишним лет тому назад большинство советских людей искренне мечтали о коммунизме, построенном в одной отдельно взятой стране. Коммунизм как высшая цель человеческих стремлений, грезился панацеей от всех социальных проблем, включая политические, моральные, материальные, бытовые и т. д. Признаться, кое в чем этот период времени был действительно чрезвычайно успешен. В первую очередь в строительстве дешевого жилья. Это сейчас, спустя полсотни лет, современное общество обрушилось с ярой критикой на «хрущобы»-  панельные или кирпичные трех- пятиэтажные дома массово возводимые в стране во времена Никиты Хрущева. Тогда же, спустя всего лишь 15 лет после тяжелой и разрушительной войны, каждый такой построенный дом воплощал в жизнь мечты советских граждан об отдельном жилье. К сожалению, я не нашел данных об общей  площади построенных «хрущовок» в Украине. Однако цифра эта была бы весьма внушительной, ведь только в РСФСР за период с 1960 по 1970 годы, было введено в строй около 29 миллионов квадратных метров жилплощади, что составило порядка 10 % от имеющегося жилья!

В Херсоне год 1960 –й был также годом интенсивного жилищного строительства. Первый панельный многоквартирный (48 квартир) дом в нашем городе был построен на улице Железнодорожной. Причем серьезное отношение к борьбе за экономию и рациональное использование строительных материалов, а также применение новых, разработанных строителями Херсона технологий позволило сократить прейскурантную стоимость возводимого жилья на 13,5%. Повлияла ли подобная экономия на качество жилья- вопрос спорный. Существующая система контроля над качеством, хоть и плохонько, но работала, да и возведенные в те времена здания худо – бедно ли, а свой расчетный двадцатипятилетний срок отстояли уже два раза. Осенью 1960 года  государственная приемная комиссия приняла самый большой на то время в Херсоне, 128 квартирный дом, возведенный по новой технологии из крупных инкерманских блоков на площади Свободы. На первом этаже здания разместились кафе-автомат, аптека, художественный салон и долгожданный всеми городскими книголюбами магазин союзпечати «Книга».

ya32

На переднем плане: Строится самый большой на то время 128 квартирный дом в Херсоне. Снимок был сделан летом 1960 года М. Тихоновым с вертолета, пилотируемого летчиком К. Колесниковым

На полгода  раньше, здесь же на площади, был открыт первый в городе широкоэкранный кинотеатр «Украина», который построили на месте взорванной фашистами городской дизельэлектростанции. Два зала кинотеатра общей вместимостью в 850 мест, стали великолепным подарком горожанам, в то время не искушенным телевидением. Первым фильмом, демонстрировавшимся в новом широкоэкранном кинотетре, был патриотический фильм о Гражданской войне «Кочубей».

 ya33
Кинотеатр «Украина». Ныне на этом месте живописные развалины- строится очередной и никому не нужный Торгово-Развлекательный Центр.

Кроме «Украины», в Херсоне летом того же года начал действовать летний широкоэкранный кинотеатр «Искра», самый большой в городе. Единственный зал «Искры» был рассчитан на 800 посетителей. Тогда же, в 60-м,  в переоборудованном здании старой синагоги по улице Суворова, был открыт городской планетарий с лекционным залом на 200 зрительских мест. Его открыли в большей степени как главное средство для борьбы с религией. Возможно, здесь основную роль сыграло заявление Никиты Сергеевича Хрущева, что к 80-м годам с религией в СССР будет покончено раз и навсегда. К 60-му году на пустыре, в районе строящегося Хлопчато-бумажного комбината, появился комплекс зданий комбинатского «Медгородка». А на улице Перекопской был торжественно заложен первый камень в фундамент будущего Дворца Культуры Текстильщиков. Даже нашему, особо уважаемому в знойные летние дни пляжу Гидропарку, обязаны мы далекому 1960 – му! Не обошли новшества шестидесятого и городской общественный транспорт. Была введена в эксплуатацию первая троллейбусная линия по маршруту железнодорожный вокзал- проспект Ушакова- ул. Перекопская, с конечной остановкой в районе улицы Хороводной (ныне улица имени Героя Советского Союза Николая Субботы). Шесть новеньких троллейбусов стали серьезным подспорьем 82-м автобусам, курсирующим по городским маршрутам.

 ya34
Херсонский троллейбус из прошлого.

В первый же день троллейбусы перевезли 11тысяч 932 человека и вскоре стали по настоящему любимым народным транспортным средством! (Обидно, что ныне херсонское электротранспортное предприятие находится в глубоком кризисе и скорее всего, в скором времени прекратит свое существование.)

Всего лишь за 5 лет, в городе значительно увеличилось количество автомобилей такси. Если в 1955 их было всего 20, то  в 60-м их стало 145. Кроме того, в городе была основана база автопроката, которая насчитывала полтора десятка легковых авто. Наметились тенденции и к увеличению количества личных транспортных средств горожан. Так в 1960 году 421 житель города имел в личном распоряжении автомобиль «Москвич», «Победа» или «ЗИС». Еще 478 были владельцами веломотоциклов (мопедов) и мотоциклов. Конечно, по сравнению с цифрами в 81,3 тысячи единиц личного транспорта в Херсоне в 2010 году это совсем не много.К концу 60-го года на улицах города уже появились первые сравнительно не дорогие «Запорожцы», которых с каждым годом становилось все больше.

 ya35
Удивительно пустынные улицы Старого Херсона.

К началу шестидесятых коренным образом стали меняться моральные и духовные приоритеты советских граждан. Некоторые из них обращались к городскому руководству через местную газету «Наддніпрянська правда» с конструктивными предложениями. Скажем, одним из них стала инициатива работника облремстройтреста Ф. Марченко предложившего использовать для озеленения улиц города плодовые деревья. «тогда бы наш город- красавец стал бы городом- садом. Пусть наши парки и скверы тоже будут садами. Я со своей семьей обещаю в этом году посадить 5 фруктовых деревьев и вырастить их. Я призываю всех жителей города наследовать мой пример. Для каждого из нас это не тяжело, а эффект будет огромный. Через несколько лет на всех улицах Херсона зацветут сады». Доподлинно не известно, нашел ли этот призыв отклик среди жителей города, однако до нашего времени на коротком отрезке переулка Пугачева между площадью Ганнибала и проспектом Ушакова дожили черешни, посаженные в начале шестидесятых.  И еще. Говоря о стремлении советских людей к коммунизму, нельзя обойти вниманием такой необычный эксперимент внедряемый на многих предприятиях страны, как   выдача заработной платы основанная на всеобщем доверии. Впервые в Херсоне он был опробован в стройуправлении №6 Херсонстроя. В бытовку на стройплощадке, где на столе лежала заработная плата бригады и кассовая ведомость, по очереди входили рабочие. Каждый по ведомости отсчитывал причитающуюся ему сумму, расписывался и уступал место своему товарищу. Эксперимент оказался удачным.

Вскоре и некоторые другие предприятия города Херсона перешли на подобный способ выдачи зарплаты.

ya36

Перекресток пр.Ушакова и улицы Суворова. Раньше здесь на первом этаже был знаменитый кондитерский магазин тавричанка.

Успехи, достигнутые в жизни страны в далеком шестидесятом, позволили Никите Сергеевичу Хрущеву в октябре 1961 года торжественно провозгласить: «Нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме уже к началу 80-х годов ХХ века»! Вот уж воистину, «не кажи –Гоп!..»

Виктор Хмель

https://alsah59.blogspot.com

Обратная ссылка с вашего сайта

Оставьте комментарий

161