Погром на троих

Что произошло
Немецкие войска вошли во Львов 30 июня. Несмотря на частую смену власти с 1914 года (от Австро-Венгрии к России, потом к Польше, наконец, к СССР), город оставался многонациональным: около 50 процентов поляков, 30 процентов евреев и 16 процентов украинцев.
Так немцы добились того, что еврейское население связали с преступлениями НКВД. Толпа бросилась на евреев, немцы открыли огонь. На смену расстрелянным приводили под конвоем новых подневольных рабочих. Горожане бросали в них камни, били палками и заставляли передвигаться ползком.
В тюрьме «Бригидки», по воспоминаниям одного из выживших, один украинец, одетый в красивую вышиванку, бил евреев тростью с железным набалдашником — глаза, куски кожи и мозги летели во все стороны. Когда трость сломалась, он взял обгоревшее полено. Немцы все это фотографировали. Гестаповцы добивали раненых и расстреливали тех, кто выполнил свою работу (вынес трупы) — всего до тысячи человек. Около девяти вечера выживших вытолкнули за стену, потребовав прийти снова в четыре утра.
Одновременно в городе евреев заставили разгребать мусор в местах боевых действий и чистить улицы. Унизительный смысл этого был очевиден: евреи, среди которых было много врачей, музыкантов, профессоров, должны были орудовать метлами. Одного заставили чистить мостовую зубной щеткой, другого — собирать навоз в шляпу.
Украинцы: мы — настоящие нацисты
Так на ком же лежит главная вина за организацию погрома — на гитлеровцах или украинских националистах? В пользу активного участия последних в глумлении и убийстве евреев говорит немало фактов. Во-первых, еще до начала операции «Барбаросса», в мае 1941 года в инструкциях для своей будущей милиции Организация украинских националистов (ОУН) указывала, что враждебные меньшинства — русские, поляки, евреи — должны быть уничтожены. Кроме того, националисты (как и немцы) уравнивали «еврейство» с большевизмом.
Уже 30 июня националисты приступили к формированию украинской милиции. Милиционеры с желто-синими нарукавными повязками хватали евреев на улицах, выгоняли из квартир, избивали и гнали к тюрьмам. Мальчишки шести-десяти лет, в том числе одетые в форму ОУН, издевались над еврейками, выщипывали волосы из бород стариков.
Но главными конкурентами в борьбе за западноукраинские земли для ОУН были не евреи, а поляки (составлявшие в том же Львове большинство населения) — их бандеровцы убивали десятками тысяч. Особое рвение в погроме 1 июля можно объяснить только желанием бандеровцев доказать, что они заслуживают достойного места в «Новой Европе» Гитлера.
Немцы: холокост чужими руками
Да, украинские националисты выступили восторженными погромщиками, однако настоящими режиссерами той трагедии были все-таки немцы. Историк Дитер Пол (Dieter Pohl) указывает на стихийно сложившееся разделение труда: готовые уничтожать евреев эсэсовцы плохо представляли себе украинские города — кто где жил — и не знали языка. На жертв им указывали (а иногда и приводили) местные доносчики и переводчики.
Наконец, оккупационные власти получили отличный аргумент, чтобы убедить евреев добровольно переехать в гетто — смотрите, только там вы будете в безопасности от «гнева» местных! (Понятно, что организовать уничтожение собранного в гетто населения гораздо проще).
Горожане: погром как карнавал
Однако помимо организованных акций СС и помогающих им украинских националистов, погром, как это ни постыдно признавать, был общегородским «делом» — точнее, карнавалом. Как известно по работам философа Михаила Бахтина, карнавал в традиционном обществе — это периодический ритуальный слом привычного общественного порядка, когда в дебошах и гуляниях высмеиваются власть имущие и навязанные ими жесткие нормы. Карнавал «выпускает пар» и в итоге ведет лишь к укреплению прежнего порядка.
В «погромном карнавале» 1 июля выплеснулась ненависть к евреям, которые якобы захватили лучшие места в городе — отсюда издевательские требования к врачам и коммерсантам чистить улицы и туалеты. Отсюда же — сексуальная вседозволенность и агрессия.
Кроме того, погромом горожане в игровой форме «отпраздновали» освобождение Львова от советской власти. Евреев заставляли маршировать, петь русские песни и во весь голос славить Сталина. Один свидетель вспоминал, как украинцы потребовали от евреев около крепости поднять руки вверх и кричать: «Мы хотим Сталина!» Подобные «ритуалы» не ограничивались Львовом. Например, в Коломые украинцы заставили одного еврея встать на постамент поверженной статуи советского вождя, а других скандировать: «Сталин, ты дурак!»
Произошедшее 1 июля 1941 года объясняет и другой антропологический термин: обряд перехода. Чтобы жители Львова могли перейти из испорченного большевиками в новое и «чистое» общество, они должны были доказать свои антисоветские убеждения конкретным действием — убив или хотя бы поиздевавшись над евреями, превращенными в козлов отпущения. «Искупление греха большевизма означало принесение в жертву еврея, который воплощал собой этот грех», — пишет историк Венди Лауэр (Wendy Lower).
Свои люди — сочтемся
Итак, погром 1 июля 1941 года устраивал всех сильных мира сего. Немцы запугали евреев, проведя акцию устрашения фактически чужими руками. Украинские националисты показали свою силу, а также преданность новым властям. Остальные горожане безнаказанно пограбили и поглумились. Едва ли можно сказать хоть слово в оправдание погрома. Пытаясь объяснить его местью горожан за бесчинства НКВД, украинские националисты словно забывают, что евреи так же пострадали от советской власти, преследовавшей бундовцев, троцкистов и сионистов.
Но важно другое — нельзя забывать, что холокост был далеко не только срежиссированным из Берлина «комплексом мероприятий». В первые годы войны и оккупации на евреев крайне активно охотились местные, и холокост развивался в русле сведения счетов с соседями. Но по мере движения к востоку все менялось. Чем ближе к землям бывшей Российской империи, тем больше евреев погибало в организованных немцами акциях и меньше — в «низовых» бесчинствах. В Киеве не было своего погрома — зато был Бабий Яр.
Предупреждение! На фото ниже — сцены уличного насилия, унижения женщин, издевательств в форме мытья тротуаров, маршей по улицам на коленях и с поднятыми руками, сгона жертв бандеровской милицией на работы в б.тюрьмы НКВД, где после различных издевательств их расстреливали во внутренних дворах.
Женщину избивают палками на улице.
Юные галичане забивают еврейку камнями.
Та же женщина на другом фото.
Девушка и пожилая женщина (скорее всего мать или другая родственница) среди толпы погромщиков.
Одно из наиболее жутких фото львовских погромов 1941 г.
Жертва , по всей видимости, обращается с какими-то словами к палачам или немцу-фотографу.
Это, вероятно, пожилая женщина, которая на фото выше. С неё сорвали одежду, как и с молодой девушки рядом.
По всей видимости, снова эта же женщина. Погромщик бьет её палкой. Молодой девушки, которую она прижимала к себе перед раздеванием — уже нет рядом.
Издевательство путем публичного раздевания начинается.
Та же женщина, по всей видимости, но уже раздетая.
Раздетая жертва погрома сидит посреди толпы.
По всей видимости, снова та же женщина, что на фото выше.
Галицаи полны ненависти.
Снова издевательства в виде публичного раздевания.
Одухотворенные лица двух львовских интеллектуалов. Раздевают очередную жертву.
Ключевым участником погрома была бандеровская «народная милиция», созданная ими в первый же день прихода немцев. Милиционеры ходили в гражданском с повязками белого цвета или цветов украинского флага. На фото — бандеровский милиционер с повязкой издевается над девушкой — её заставляют идти по улице на коленях и с поднятыми руками.
Еще группа евреев на коленях и с поднятыми руками.
Один из персонально идентифицированных участников погрома — член украинской «милиции» некто Ковалишин. Для многих участников погром был веселым народным гулянием, карнавалом по-галичански — обратите внимание на кривляние «свидомого» украинца перед камерой на фото справа.
Еще один персонально идентифицированный участник погрома — бандеровский милиционер Михайло Печарский.
Раздевали не только женщин.
Издевательство путем публичного мытья тротуаров. Как в Вене в 1938 г. на погроме в честь аншлюса. Девушка на заднем плане — искренне радуется.
Погромщики в приподнятом настроении тащат еврея. За ним несут бюст Ленина. Зачем — будет видно на следующем фото.
Бандеровский «милиционер» с повязкой (справа) тоже в гуще событий.
Еврея с предыдущего фото заставляют целовать Ленина. Борьба толпы с «жидо-большевимом».
Занятно, что погромщик в центре пришел на погром в украинской национальной рубашке-вышиванке.
Бандеровская милиция хватала евреев в домах и на улицах и сгоняла их в тюрьмы НКВД. В соответствии с нацистской теорией «жидо-большевизма» евреи должны были ответить за расстрелы заключенных в тюрьмах НКВД перед уходом Красной Армии из города.
Украинские нацисты конвоируют евреев на работу в б. тюрьму НКВД.
По дороге продолжаются избиения.
Толпа встречают тех, кого привели в тюрьму. На переднем плане — мужчина в темном костюме и шляпе, идет по направлению к толпе. На левой руке видна повязка. Бандеровская милиция засветилась во всех основных эпизодах погрома.
На погром как на праздник. Один пришел в вышиванке, другой одел костюм, галстук и пошел бить ногами пожилого еврея.
Избитого ногами мужчину с фото выше — утаскивают. Немец-часовой не вмешивается, «акция самоочищения» все-таки.
В тюремном дворе. Бандеровец с повязкой сторожит приведенных на экзекуцию.
Насилие продолжается и в тюремном дворе.
Эксгумация трупов расстрелянных НКВД. Трупы в стадии разложения. Их выкапывают голыми руками.
Еще один украинский «народный милиционер» попал в кадр во время работ в тюрьме (это стоп-кадр с кинопленки).
Вот он же избивает жертву палкой.
Худшее еще впереди. После раскопок — расстрелы. На снимке — группа евреев во внутреннем дворе тюрьмы в ожидании казни.
Финал. По завершении раскопок могил во дворе тюрьмы Бригидки — копателей расстреливают. Фото ниже часто выдают за «жертв НКВД» , вырытых из могил, однако , на самом деле это жертвы погрома, которые работали в тюрьме на раскопках. Для жертв НКВД только что выкопанных из земли (где они пролежали 3-4 дня на тот момент) тела слишком чистые, без признаков разложения, на одном из убитых (мужчина в белой рубашке в центре) одеты подтяжки, на его соседе справа — поясной ремень. В тюрьмах этих вещей у заключенных быть не может
Обратная ссылка с вашего сайта