«Мы их душили, душили…» – как Кучма учил Крым и русинов родину любить

Написано . в . Опубликовано в История, Новости

Предыдущую статью, посвящённую принудительной украинизации образования, языковой реформе и саботажу Европейской хартии региональных языков, мы закончили на том, что в 1996 г. правительство «европейской державы» разработало программы украинизации русскоязычных регионов, удушения русской прессы, культуры и даже науки.

Однако вернёмся в 1996 год. Тогда на Украине было прекращено прямое вещание Первого российского канала (ОРТ). Ещё в 1992 г. была прекращена трансляция «Радио-1», а в 1994 г. – радиостанции «Маяк». Тогда же из зоны уверенного приёма было исключено РТР. К концу 90-х – началу 2000-х с Украины оказались вытеснены и печатные издания. «Украинская пропагандистская машина, не слишком эффективная и лишенная интеллектуальной составляющей, в условиях информационной монополии оказалась достаточно действенным средством, – впоминал киевский политолог Ростислав Ищенко. – Конечно, желающие могли достаточно легко получить альтернативную информацию (в конце 90-х лавинообразно развился интернет и появилось кабельное телевиденье. – Д.С.), но ведь большая часть населения политические новости всегда получает из наиболее доступных источников».

В 1990-е годы безальтернативность информации на Украине для большинства её потребителей позволила перейти от мягких вариантов украинского шовинизма к восприятию неонацизма, развернув в эту сторону «наиболее подготовленную» часть общества. Галицкие фашисты становились рукопожатными в верхах, вхожими на телеканалы. Конечно, даже они ещё не решались прославлять Бандеру, Шухевича, дивизию СС «Галичина» и шуцман-батальоны, но идеологов группировки ОУН в 1999 г. я уже изучал в аспирантуре по программе Института философии НАН Украины (директор – упомянутый в первой части нашего цикла Мирослав Попович).

Одновременно преподавание гуманитарных дисциплин переводилось и в системе среднего образования на русофобские рейки. Только фонд Сороса выпустил более 90 наименований учебников и пособий по истории (подготовленных в основном канадской диаспорой), где Россия изображалась «извечным и главным историческим противником Украины».

Вот рисунок из учебника для средней школы, смакующий «разгром» «украинским войском» (на самом деле польско-татарским) «москальских оккупантов» в так называемой Конотопской битве. Что при этом должен был чувствовать русский ребёнок, «педагогов»-сорососов не волновало.

Наконец, в вышедшем под авторством Кучмы катехизисе украинства под названием «Украина – не Россия» Кучма вывел группировку УПА продолжателями «святого дела борца за независимость Украины» – Мазепы (хотя никакой Украины тот, естественно, не знал, собираясь передать Малороссию Польше, а сам заполучить парочку белорусских уделов). Леонид Данилович очень радовался, что именно при нём лик Мазепы явился на национальной валюте.

Крым под украинской властью

Юго восточные регионы, и в первую очередь автономный Крым, этому пытались сопротивляться. Впрочем, реальную автономию полуострова Кучма ликвидировал в первые же месяцы своего президентства. 17 марта 1995 г. Верховная рада приняла постановление, которым упразднялся институт президента Крыма. Командовал операцией лично министр внутренних дел Украины.

Вслед за этим правительство приступило к реализации программ принудительной украинизации. 31 июля 1996 г. кабмин направил правительству Крыма письмо 14056/2 «О мерах, направленных на идеологическое обеспечение статуса Крыма как составной части Украины». В соответствии с этим планом 27 августа 1997 г. Совет министров Крыма принял постановление «О программе развития сети общеобразовательных учреждений, классов с украинским, крымско-татарским языками обучения, школ и классов с двумя языками обучения». При этом ни малейшего спроса на украинские школы в Тавриде не было.

Что же касается высшего образования, то 15 декабря 1997 г. замминистра культуры Украины с характерной фамилией Рожок, ссылаясь на поручение кабмина Украины от 27.11.97 г., потребовал предоставить график перевода всех вузов Тавриды на украинский язык преподавания, что повлекло массовое сокращение преподавательского состава с постепенной заменой его на прибывших с «большой Украины». Покинуть вузы, а порой полуостров вынуждены были даже доценты и профессора. Так, на филологическом факультете Симферопольского университета из 25 сокращённых ставок 23 пришлось на отделение «Русский язык и литература».

Так булО ещё недавно

20.08.97 г. начальник Главуправления юстиции в Крыму издал предписание (№ 1230/0112) всем нотариальным конторам в течение полутора месяцев перевести делопроизводство и оформление нотариальных документов на украинский язык.

Высший представительский орган республики пытался сопротивляться, приняв 15.10.97 г. постановление (1337-1) «О функционировании русского языка на территории Автономной Республики Крым». Согласно этому документу, русский был признан официальным языком и языком делопроизводства на территории полуострова, а язык обучения в АРК определялся «с учётом права граждан на свободный выбор». Однако прокурор Крыма В. Шуба вр испорлнение приказа Кучмы  подписал представление (№7-399 от 27.10.97 г.), по которому данное постановление ВС АРК якобы не соответствовало Конституции и законам Украины. Из определения следовало, что высший представительский орган автономии не вправе заниматься вопросами функционирования языков в республике (кстати, тогда же украинской прокуратурой было признано незаконным аналогичное постановление Харьковского горсовета).

В итоге «комплекса мер» уже к началу нового тысячелетия количество часов, отведённых в школах Тавриды на русский языка и литературу, сократилось на 35%. Русская литература была включена в общую программу «мировой литературы», тогда как украинская стала «родной». Соотношение часов на изучение русского и украинского языков составляло 1:3.

Ну и, разумеется, история преподавалась по тем же соросовским учебникам, что по всей Украине.

Украина русинам: «ваши проблемы»

В том же 1991 году, когда свою автономию восстановили жители Тавриды, за возобновление статуса самоуправляемой территории проголосовала Подкарпатская Русь (ныне большей частью Закарпатская область Украины). 78% закарпатцев выступили за восстановление статуса, предусмотренного ещё Сен-Жерменским договором (1919) и осуществлённого в составе Чехословакии в 1939 г.

Подкарпатская Русь по состоянию на 1918 г.

«Русины снова честно выполнили свою историческую миссию – держаться восточного православного массива славян, – заявлял по итогам референдума 1991 г. председатель Сойма подкарпатских русинов, депутат Закарпатского облсовета протоиерей Димитрий Сидор. – Русинам Бог судил жить в Украине. Почти полтора миллиона русинов живут в США, Канаде, Австралии, Югославии, Словакии, Польши, Чехии, Румынии, Венгрии, и везде они свободно признаны самостоятельной национальностью, кроме Украины, где с этим вопросом украинская власть безосновательно и противозаконно медлит. …Мы, русины, полны желания быть на Украине вместе с украинцами и другими, именно государствообразующим народом с правом равноправно жить в этом государстве, творить добро, беречь Православную Церковь и смело смотреть в завтрашний день. Но при этом смело напоминаем, что в имени «украинец» не существует, к сожалению, древнего корня «рус», а следовательно, не может Украина считаться только одной лишь правопреемницей Киевской Руси. Тем более непонятна варварская ненависть некоторых украинских чиновников к самому слову «русин». Может, высшие украинские власти и задались целью искоренить не только имя «русин», но и саму память о Киевской Руси, при этом же еще и туманить головы своим гражданам о супердревности украинской нации и провокационно называть земли Словакии, Польши и Югославии (район Бачка – Русский Керестур) этническими украинскими землями, потому что на них живут этнические русины, которых Киев хочет признавать только извечными украинцами. Поэтому… миссия русинов Закарпатья – также и охлаждать горячие головы украинских этнофантастов III тысячелетия».

«В духовном плане мы, русины, хотим с православной верой, любовью и надеждой жить, трудиться и ждать Второго Пришествия Христова. При этом мы хорошо помним, что Христос Господь обратится к нам, русинам, на Праведном суде именно на материнском русинском языке. И горе будет нам, русинам, если мы не поймем Господа, не узнав своего языка», – подчёркивал о. Димитрий. – За свою же честно выполненную миссию, надеемся правдиво получить награду от Бога – спасение души и Царство Небесное».

Отмеченная предводителем подкарпатских русинов «этнофантастика» стала «документалистикой». Во исполнение поручения кабмина госкомитет Украины по делам национальностей разработал «План мероприятий по решению проблем украинцев-русинов». Вдумаемся в название – не проблемы Украины, многонационального государства, но закрепившей в своей конституции унитарность и «целостность» (ст. 2). «Проблемы» во множественном числе были придуманы русинам, чье единственное желание – сохранить самобытность. И вот как, перекладывая со своей больной головы на здоровую, Украина принялась решать эти «проблемы».

Собственно, все точки над і расставлялись в первом же предложении документа: «Четко очертить и задекларировать, базируясь на положениях Конституции Украины, в частности ее статьи 2, позицию Украинского Государства относительно бесперспективности идей обособления или автономизации Закарпатья на любой основе – культурной, этнической, административно-территориальной и т. п.». Кстати, то, что в «унитарном государстве» существовала Автономная Республика Крым, когнитивный диссонанс у «можновладців» не вызывало.

«Осуществить систему мероприятий, направленных на закрепление позиций украинскости Закарпатья (язык, культура, подбор кадров и др.)», как это было опробовано в Тавриде, добавим.

«Предотвратить проведение локальных референдумов с целью определения «самоидентификации» украинцев Закарпатья (русины или украинцы), учитывая, во-первых, научную некорректность постановки такого вопроса в принципе и, во-вторых, живую традицию давнего самоназвания «русин», что может повлиять на результаты такого опрашивания и дальнейшую политическую интерпретацию его последствий (проведенное в Восточной Словакии подобное опрашивание дало так называемые «законные основания» для признания русинов Словакии отдельной нацией)». Как видим, «научная некорректность» (с точки зрения «научных фантастов») и некая «живая традиция» стали основанием для вопиюще антиконституционного запрета на референдумы. Прорыв в теории государства и права!

«Осуществить систему мероприятий по идеологической, материальной, кадровой и культурной поддержке украинских общин Восточной Словакии, Венгрии, Румынии, Югославии, Польши…» Другими словами, выявить Иванов, не помнящих родства, и через них наладить распределение бочек варенья и корзин печенья согласившимся признать себя украинцами. Пожалуй, самый фантастический пункт, учитывая подлинно глобальную систему «распилов» и «откатов», в которой до конечного адресата доходили лишь крохи от печенья, что никоим образом не могло стимулировать массовость «украинского движения» в куда более благополучных тогда реципиентах западной помощи.

«Расширить подачу в средствах массовой информации материалов о Закарпатье, акцентируя внимание на том, что этот регион является извечной украинской землей, а местные украинцы – неотъемлемой составной частью украинской нации». Ну да, лет эдак миллион: с момента появления протоукров – прародителей человечества. Только почему-то главная вершина Украины, так называемая Говерла, ещё в прошлом веке называлась гора Русская.

Наконец, Генпрокуратуре и МВД вменялось в обязанность «осуществить предупредительно-разъяснительную работу с лидерами и активистами движения «политического русинства»… применять к членам незарегистрированного областного «Общества подкарпатских русинов» и созданного им «временного правительства» соответствующие нормы действующего административного и уголовного законодательства».

Однако подкарпатские русины, прошедшие в течение столетия через Сигет-Мармарошские процессы, ужасы  не дрогнули. На IX Всеславянском соборе в Ужгороде 8-9 мая 2002 года они потребовали от властей Украины «восстановить историческую справедливость: вернуть им законное этническое имя «русины» и право признания коренным народом на своей земле».

«Мы, русины, выполняем и свою, Богом данную миссию, а именно: снова и снова напоминаем трем братским славянским народам (русским, украинцам, белорусам), что именно они являются сепаратистами, разделившими единую духовно-историческую Киевскую Русь на отдельные части. Время одуматься и сделать все возможное, чтобы сохранить высокодуховную православно-славянскую цивилизацию в противовес западной (секулярной, а скоро и оккультно-безбожной), – заявил глава Подкарпатского Сойма. При этом он подчеркнул, что «именно на Украине каноническая Церковь стала объектом нападок со стороны государственных мужей, которые создали себе карманные автокефальные группировки».

О том, как при Кучме шла борьба с Православием – основой единой русской цивилизации, мы и поговорим в следующем материале нашего цикла.

Дмирий СКВОРЦОВ

Продолжение следует

Обратная ссылка с вашего сайта

Оставьте комментарий

161