минный заградитель «Колхозник» в обороне Херсонщины

Написано . в . Опубликовано в История, Новости

Боевые действия минный заградитель «Колхозник» под командованием старшего лейтенанта Петра Максимовича Сергеева начал 26 июня 1941 года — он вышел к Килийскому гирлу Дуная, где поддерживал огнём и доставлял на берег бойцов Дунайского сектора береговой обороны, участвовавших в Дунайском десанте 24 — 25 июня 1941 года — первой десантной операции Великой Отечественной войны. В течение суток 26 июня на румынском берегу катерами флотилии были высажены небольшие подразделения 51-й дивизии, занявшие важные в военном смысле поселки и острова, что позволило объединить оба плацдарма в один. В результате оба берега Килийского гирла от устья реки Рапиды до Периправы (протяженность около 70 километров) находились в руках РККА.

Измаильская группа кораблей получила свободу действий и оказала эффективную поддержку сухопутным частям. Поскольку общая обстановка на советско-германском фронте сложилась в пользу противника, рассчитывать на прибытие подкреплений и развитие наступления вглубь румынской территории было нельзя. Командир дивизии отдал приказ прочно удерживать занятый плацдарм и закрепиться на достигнутых рубежах. Для укрепления обороны в Килия-Веке было переправлено ещё несколько подразделений 23-го стрелкового полка.

Первые попытки ликвидировать плацдарм были отбиты 27 и 29 июня. С 1 июля румынская королевская армия перешла в наступление. Развернулись кровопролитные бои (особенно жестокие произошли 3, 4 и 6 июля). Всего были отбиты с значительными потерями 18 крупных атак румынских войск. Только когда румынско-немецкие войска, используя успехи на Украине, стали угрожать северному флангу и тылам Южного фронта, по приказу командования плацдарм был оставлен. 19 июля последние корабли Дунайской флотилии с личным составом снятого десанта покинули Дунай и ушли в Одессу. В ходе боёв на Дунае флотилия потеряла 5 катеров. Минзаг «Колхозник» по прибытии в Одессу встал на лёгкий ремонт и 6 августа ушёл в Николаев. После взятия частями Вермахта Николаева «Колхозник» вместе с находившимися тут же кораблями флотилии участвовал в обороне Херсона. Подполковник Усов пишет, что 14 августа 1941 года «Колхозник» стал последним советским боевым кораблём, отошедшим от причала Херсонского речного вокзала с эвакуированными и раненными на борту (возможно, Михаил Дмитриевич Усов ошибается в дате, так как оборона Херсона происходила с 15 по 18 августа 1941 года). При отходе «Колхозник» попадает под обстрел немцев, уже прорвавшихся в порт и развернувших миномёты у портового. Посечённый осколками минзаг уходит к Тендре, где высаживает на берег спасённых из Херсона и поступает в распоряжение командования Тендровского боевого участка. В районе Тендровской косы минный заградитель и оставался до самой своей гибели 21 сентября 1941 года.

Тендровский боевой участок (ТБУ) был создан решением Военного совета Черноморского флота 19 августа, в зону ответственности участка вошли Тендровская и Кинбурнская косы, южный берег Днестровского лимана, острова Березань и Первомайский, раньше входившие в Очаковский укрепленный сектор. Фактически удержание Тендры было необходимо для обеспечения устойчивости Одесского оборонительного района. На Тендровской косе была установлена 3-орудийная 130-мм стационарная батарея, переброшены зенитные орудия. Здесь же базировался дивизион 2-й бригады торпедных катеров.

Около месяца береговые батареи ТБУ вели огонь по противнику на северном берегу Днепро-Бугского лимана и надежно перекрывали вход в лиман. 31 августа немцы форсировали Днепр в районе Берислава и 12 сентября взял Скадовск, в результате чего ТБУ, созданный для поддержки окружённой немцами и румынами Одессы, сам оказался в блокаде. 13 сентября все сухопутные части Дунайской флотилии были переданы в оперативное подчинение ТБУ. Никаких полноценных портовых сооружений на Тендре не было, поэтому обстановка на боевом участке напоминала слабо контролируемый хаос. Потрёпанные боями вымпелы разбросанной по устьям и лиманам Дунайской флотилии, вырвавшиеся буксиры, тендеры и баржи из захваченных немцами Херсона и Николаева теперь пробивались под атаками Люфтваффе к ТБУ. Зенитки военных кораблей и сухопутные батареи обеспечивали противовоздушную оборону. На Тендровской косе спешно создавался аэродром, он был готов 22 сентября. Как покажут дальнейшие события — на один день позже, чем было необходимо

В эти тревожные дни минный заградитель «Колхозник» посильно участвовал в обороне ТБУ. 19 сентября он доставил на Тендру личный состав Первомайской батареи, затем прибыл к Покровским хуторам, где располагался штаб участка. Утомлённая постоянными боевыми тревогами команда минзага здесь смогла немного отдохнуть.

20 сентября 1941 года в Егорлыцком лимане немецкими пикировщиками был уничтожен монитор «Ударный». «Колхозник» принимал участие в спасении выживших членов команды монитора и после окончания налёта противника вывез их, а также находившихся на берегу бойцов очаковского гарнизона на Тендру. В опустившихся на море сумерках минзаг вернулся к Покровским хуторам и встал на якорь. Наверное, никто из его команды не думал, что следующий день, 21 сентября 1941 года, станет одним из самых кровавых в истории обороны Тендры и последним для минного заградителя «Колхозник».

Утром 21 сентября командир «Колхозника» старший лейтенант Сергеев получил приказ снять с погибшего накануне в Егорлыцком заливе монитора «Ударный» уцелевшее оборудование и орудия. В 9 часов минзаг выбрал якоря и направился к месту гибели монитора близ деревни Григорьевка. Придя к полузатопленному выгоревшему корпусу «Ударного», команда минзага быстро выполнила поставленную командованием задачу (видимо, после бомбёжки на мониторе практически ничего не уцелело, и моряки «»Колхозника» сняли только зенитные пулемёты, из которых до последнего и отстреливалась команда «Ударного»). Командир БЧ-5 минзага Вячеслав Борисович Новиков упоминал, что в ходе выполнения задания корабль «дважды успешно отражал воздушные атаки противника». Скорее всего, над местом гибели «Ударного» появлялись немецкие самолёты-разведчики, которые из-за утреннего тумана и всё ещё дымившегося монитора, быть может, и не заметили бы «Колхозника». Однако отогнавший немцев огонь зениток выдал позицию минного заградителя. Немцы вернулись на свои аэродромы и участь «Колхозника» была предрешена.

Вячеслав Новиков: «в 12 часов дня был отдан приказ «Команде обедать!», а в 12:10 уже сыграли боевую тревогу. На минзаг заходили одиннадцать Ju-87. Корабль беспрерывно маневрировал, вода вокруг буквально кипела от разрывов. Приблизительно в 12:40 – 12:50 меня вызвал на мостик старший лейтенант П.М. Сергеев. Я не успел доложить, как в корму попала бомба. Сразу возник пожар, так как в корме находилось машинное отделение и отделение вспомогательных механизмов с топливными цистернами. Корабль стал медленно оседать кормой. Несмотря на выход из строя всех противопожарных средств и вспомогательных механизмов, зенитки продолжали вести огонь и сбили прямым попаданием один самолёт. Он с грохотом упал в воду метрах в 500-700 мористее, остальные стервятники продолжили добивать потерявший ход «Колхозник»». Сергеев приказал мне вывести из машинного отделения оставшихся в живых и организовать стрельбу по самолётам из винтовок. В это время в корму попала вторая бомба. Я увидел тело командира, висевшее на леерах правого крыла мостика. Кто-то из пробежавших моряков крикнул: «Убит!». В этот момент разорвалась третья бомба, взрывной волной меня выбросило за борт. Вынырнув, я увидел полузатопленный и охваченный огнём корабль, после чего поплыл к берегу…»

Наводчик носовой 76-мм пушки «Колхозника» Анатолий Михайлович Гармаш в своих воспоминаниях дополняет рассказ командира БЧ-5 и рассказывает о том, что происходило во время налёта на палубе минного заградителя: «при налёте я стрелял по самолётам и лично видел, как после смертельного ранения командира БЧ-2 (артиллерия) В.К. Портнова командир корабля взял на себя управление огнём зениток, одновременно маневрируя и отражая налёт. Бой длился около трёх часов и в «Колхозник» попало три авиабомбы. Минзаг начал тонуть кормой и командир отдал последнюю команду: «Шлюпки за борт, личному составу спасаться!». Обе шлюпки, а в них было человек 30, оказались с правого борта корабля. Я в это время продолжал стрелять по самолётам и хорошо видел, как две бомбы попали в эти шлюпки. Все люди там погибли. Следующий «Юнкерс» также сбросил две бомбы. Одна из них попала в мостик. От её взрыва погибли старшина БЧ-2, находившийся у счетверённого пулемёта, рулевой, комиссар корабля и командир П.М. Сергеев. Я видел лицо командира. Его залило кровью, одна рука была оторвана. Командир произнёс последний крик или вздох и повис на леерах, ограждавших мостик…»

После гибели командира корабля, комиссара и почти всех офицеров командование оставшимися на борту моряками принял старший военфельдшер В.И. Дубровский, не покинувший после приказа старшего лейтенанта Сергеева гибнущий минный заградитель и продолжавший оказывать помощь раненым. Дубровский приказал подготовить раненых моряков к эвакуации на уцелевшей шлюпке. Когда пожар на борту и боевые повреждения сделали нахождение на корабле невозможным, старший военфельдшер повторил последний приказ П.М. Сергеева. Минный заградитель «Колхозник» был покинут остатками своей героической команды. Море близ Кинбурна достаточно мелководно, глубины его не превышают 5 метров, поэтому «Колхозник», уткнувшись развороченной кормой в недалёкое дно, продолжал оставаться над водой. Добравшиеся до берега члены команды заградителя через несколько часов предприняли попытку вернуться на свой корабль. Наводчик носовой трёхдюймовки Гармаш: «…вчетвером — я, Сазонов, Матвиенко и кто-то четвёртый — вернулись на полузатонувший «Колхозник» и похоронили по морскому обычаю нашего кока и радиста. Мостик был весь объят пламенем и до трупа командира мы так и не смогли добраться. Так он и сгорел там…». Командир БЧ-5 Новиков так же побывал на борту своего погибшего корабля: «…нашли там несколько убитых моряков у носового зенитного орудия, в их числе и комиссара корабля Гутника. Мы их похоронили в море. Пожар на мостике продолжался и к обугленным останкам командира мы пробиться не смогли…»

Этим боем и завершилась военная служба минного заградителя Днепровской и Дунайской флотилий «Колхозник», десять лет служившего верой и правдой своей стране. Корабль погиб, но не спустил флаг, команда до последнего вела бой с вражеской авиацией, несмотря на потери и гибель почти всего командного состава корабля, моряки проявили чудеса мужества, стойкости и героизма. Выжившим в том бою — слава, павшим — вечная память.

21 сентября 1941 г. Великая Отечественная война. Дунайская военная флотилия. Потоплена авиацией минная база «Колхозник» в районе Ивановки.

Погибли:

  1. старший лейтенант Сергеев Петр Максимович – командир корабля, 1905 года рождения, г. Таганрог
  2. младший политрук Гутник Иван Михайлович – военком корабля
  3. лейтенант Портной Василий Кузьмич – помощник командира – командир БЧ-2, 1915 года рождения
  4. краснофлотец Иванов Никита Иванович – моторист, 1920 года, Сталинградская (Волгоградская) область, Вязовский район
  5. главный старшина Корнеев Яков Никитович – старшина минеров, 1911 года, Удмуртская АССР г. Ижевск
  6. краснофлотец Кравецкий Николай Арсентьевич – машинист трюмный, 1919 года, Днепропетровская область, г. Днепродзержинск
  7. краснофлотец Логвиненко Иван Архипович – минер, Сталинградская (Волгоградская) область, Вязовский район
  8. старшина 2 статьи Матвиенко Демьян Андреевич – старшина машинистов котельных, 1915 года, Одесская область, Одесский район
  9. старшина 2 статьи Ниткин Александр Яковлевич – командир отделения комендоров зенитных, Краснодарский край ст. Ярославская
  10. главный старшина Пархоменко Антон Тимофеевич – боцман, 1912 года, Киевская область, Броварский район
  11. старшина 2 статьи Резник Шая Израилевич – командир отделения радистов, 1914 года, Николаевская область, Херсонский район
  12. старшина 1 статьи Савченко Василий Григорьевич – командир отделения сигнальщиков, 1914 года, Сумская область, Шосткинский район
  13. старшина 2 статьи Савченко Виктор Прокофьевич – командир отделения химистов, 1917 года, Сталинская (Донецкая) область, г. Горловка
  14. старшина 1 статьи Силенок Григорий Ефимович – командир отделения пулеметчиков, 1914 года, Черниговская область, Козелецкий район
  15. краснофлотец Чернов Александр Васильевич – радист, 1918 года, г. Мурманск
  16. краснофлотец Шалюта Аким Иосифович – кок, 1920 года, Сталинградская (Волгоградская) область, Вязовский район

Обратная ссылка с вашего сайта

Оставьте комментарий

125