Херсонский троллейбус. Прошлое и настоящее

Написано . в . Опубликовано в История, Новости

 

В советские времена в Херсоне насчитывалось 15 троллейбусных маршрутов, а на улицы города ежедневно выходило более сотни машин.

Трамвай для города

Пожалуй, несмотря на официальный полувековой юбилей троллейбуса, историю городского электротранспорта нужно начинать всё же с 1900 года. Именно тогда Городская дума приняла решение «об устройстве в городе Херсоне электрического освещения». Подряд на постройку дизельэлектростанции и городской энергосистемы включал в себя одновременно сооружение городской трамвайной сети и введение ее в эксплуатацию. Нельзя сказать, что предприятие провалилось, так как не нашлось желающих взять столь выгодный долгосрочный подряд. Напротив – их было достаточно много. Причем многие технические фирмы носили громкие, известные в Европе имена. К примеру, «Сименс и Гальске» или же «Бельгийское анонимное общество электрической тяги и электрического освещения» – главный концессионер итальянских трамвайных линий.

Однако, как всегда у нас бывает, подряд решили отдать «своему» – родственнику одного из «думцев», предпринимателю Максимилиану Рындзюнскому. Получив подряд и оставив в залог 15 тысяч рублей (деньги по тем временам немалые), Рындзюнский исчез из поля зрения херсонцев навсегда. Когда же спустя 3 года срок контракта истек, дума вновь приступила к поискам подрядчика и почти сделала выбор. Но тут началась русско-японская война, вслед за ней – революционная смута 1905 года. Только к 1907 году, когда порядок в стране был несколько восстановлен, один из гласных думы – Пётр Соколов – предложил городу заем в 250 тысяч рублей для устройства в Херсоне электрического освещения. Теперь местное самоуправление решило не рисковать и обойтись без городского электротранспорта.

Кстати, к электротранспорту, в частности, к трамваю, Херсонщина имеет самое непосредственное отношение. В 1898 году в Алешках (ныне Цюрупинск) был похоронен умерший в крайней нищете здесь же в армейском пансионе изобретатель трамвая на электротяге полковник Пироцкий. Первый электротрамвай Пироцкого начал перевозить пассажиров в Санкт-Петербурге 3 сентября 1880 года. Немцы же, братья Сименс, были лишь вторыми. Их трамвай пустился в путь на год позже, в 1881 году. Следующая попытка внедрения в Херсоне электротранспорта была предпринята уже в советское время. Однако по каким-то причинам готовое начаться строительство было свернуто, а изготовленные для трамвайной линии железобетонные конструкции использовали при возведении автомобильного моста через реку Кошевую.

Херсонскому троллейбусу быть!
В 1959 году был утвержден новый проект херсонского электротранспорта. Теперь в качестве городского транспортного средства решили использовать бесшумные троллейбусы. Первую очередь городской троллейбусной линии возводила опытная бригада монтажников, участвовавших в 1959 году в строительстве и пуске сложной троллейбусной магистрали Симферополь–Алушта в Крыму. Одновременно с установкой в Херсоне опор электролинии на маршруте вели работы по устройству современного уличного освещения. 23 апреля 1960 года на участке улицы Перекопской – от проспекта Ушакова до фабрики Войкова – впервые в городе загорелись яркие люминесцентные лампы. А спустя пару дней, 25 апреля, 6 новеньких троллейбусов прибыли в Херсон. К назначенному сроку были закончены все приготовления, испытана электролиния, и 10 июня 1960 года первый херсонский троллейбус маршрута № 1 вышел в свой первый рейс.

тр3

Маршрут троллейбуса начинался у железнодорожного вокзала, проходил по проспекту Ушакова, улице Перекопской и заканчивался конечной остановкой у пересечения с улицей Хороводной (ныне Ладычука). Самым первым троллейбусом, вышедшим на линию ровно 50 лет назад, управлял водитель В. А. Ляшенко. Пассажиров обслуживала кондуктор М. Т. Ягоджинская. В первый же день херсонские троллейбусы перевезли 11932 пассажира! К середине декабря того же года была испытана вторая очередь маршрута № 1, протянувшаяся от улицы Хороводной до хлопчатобумажного комбината. А официально первый городской маршрут № 1 в полном объеме начал действовать с 8 февраля 1961 года.

тр

Затем, в 1962 году, появился маршрут № 2: Железнодорожный вокзал–Кузни. Газета «Наддніпрянська правда» зафиксировала на своих страницах это неординарное событие: «…Ещё только вчера электрики хозяйничали на высоте, что-то проверяли и поправляли на опорах. А вот сегодня – трасса готова. Троллейбус прошел мимо привычного поворота на Перекопскую, мимо улицы Горького и повернул на реконструированную улицу Ленина. На красном полотне, прикрепленном к кабине водителя, блестят слова: “Поздравляем строителей с досрочным окончанием строительства троллейбусного маршрута № 2!” Уверенно ведет машину водитель первого класса, бывший летчик Григорий Иванович Поддубный. Именно ему – лучшему шоферу троллейбусного управления – выпала честь открывать новый троллейбусный маршрут. И он внимательно прислушивается к “поведению” машины на ещё необкатанной трассе… Позади Кошевой спуск. Наконец – кольцо при въезде на мост через Кошевую. Здесь, около конечной остановки, собрались строители, представители общественности. Они приветствуют прибытие троллейбуса-“разведчика”».

Пробный рейс прошел успешно. Это было 10 августа 1962 года. А утром следующего дня состоялось торжественное официальное открытие маршрута № 2. Пять троллейбусов пошли по новой трассе. Парк пополнился тремя машинами марки ЗиУ-5 – комфортабельными, технически совершенными, подобных которым нет ни в одной стране Европы. Впоследствии почти ежегодно к существующим городским маршрутам прибавлялся новый, да и количество троллейбусов в парке неизменно росло. Хотя, впрочем, даже в этом случае троллейбусники с превеликим трудом справлялись со всё возрастающими объемами пассажироперевозок. Еще бы! К этому времени городской троллейбус прочно завоевал любовь горожан как удобное, экологически чистое и недорогое транспортное средство. Чтобы удовлетворить потребности херсонцев, с 1988 года на городские маршруты вышли троллейбусные поезда, состоявшие из двух машин. Экспериментальный выезд первой парной сцепки состоялся 8 июня 1988 года на маршруте № 12. Проба прошла удачно, и вскоре машины увеличенной пассажировместимости появились почти на всех городских маршрутах.

Александр Захаров

 

1960 год
10 июня 1960 года в Херсоне начал свой первый рабочий день троллейбус МТБ-82Д. Он ходил по одному единственному маршруту: от железнодорожного вокзала до улицы Хороводной (ныне улица Ладычука). Тогда работало всего 6 троллейбусов, а протяженность первого маршрута составляла около 7 км.
________________________________________
13 декабря 1960 года
13 декабря 1960 года состоялся пробный выезд троллейбуса на новую линию, которая протянулась по Перекопской улице от Хороводной до Хлопчатобумажного комбината. Пробный выезд был осуществлен троллейбусом МТБ-82Д (машина №3).
________________________________________
1962 год

тр1
11 августа 1962 года состоялось торжественное официальное открытие троллейбусного маршрута №2 «Вокзал – Кузни». Пять троллейбусов пошли по новой трассе. Парк пополнился тремя машинами марки ЗиУ–5 – комфортабельными, технически совершенными, подобных которым нет ни в одной стране Европы.
________________________________________
1964 год
Ко дню строителя, 9 августа, херсонцы получили чудесный подарок – реконструирована улица Коммунаров – морские ворота нашего города. Новая троллейбусная линия связала порт с другими районами города.
________________________________________
1966 — 1967 годы
В январе 1966 г. открыт маршрут №6, связавший Жилпоселок с судостроительным заводом. Херсонские корабелы теперь стали добираться на работу прямым маршрутом — быстро и удобно. Количество троллейбусов в депо достигло 87 машин. За 6 лет работы освоены маршруты №2, №3, №4, №5 и №6. В декабре 1967 года открыт маршрут №7 – «Гидропарк – Жилпоселок» (через Забалку), в депо насчитывалось 110 троллейбусов.
________________________________________
1984 год

тр5
На улицах Херсона появились троллейбусы 12-го маршрута: «Таврический жилмассив – 3-я фабрика ХБК». Это значительно улучшило пассажирское обслуживание, прежде всего, текстильщиков и комбайностроителей, которые живут в новом микрорайоне. В подготовке троллейбусной линии 12-го маршрута принимали участие десятки предприятий и организаций областного центра.
________________________________________
1988 год

Впервые в городе введена практика троллейбусных поездов на базе троллейбуса ЗиУ-9. На 12-м маршруте от ХБК до мкрн. Таврический был осуществлен пробный рейс троллейбусного поезда №№361+362. Позже было собрано ещё 9 поездов, которые работали на маршрутах №1 и №12. Они имели парковые номера 377+376, 382+383, 388+387, 394+395, 396+397, 398+399, 404+405, 406+407, 413+414. Троллейбус-поезд – разработка ленинградских специалистов. Сцепное устройство производилось там же, а херсонские водители ездили в Санкт-Петербург стажироваться.
________________________________________
1990 год
К своему 30-летию Херсонское Троллейбусное Управление стало многоотраслевым, технически оснащенным предприятием. Контактная сеть херсонского троллейбуса составила 117,3 км, на которой работает 167 машин марки ЗиУ-9. 13 маршрутов связали все основные микрорайоны и жилмассивы города. Горисполком выделил 10 га земли в районе Николаевского шоссе, около издательства «Надднепрянская правда», под постройку нового троллейбусного депо на 200 машин.
________________________________________

1993 год
В марте 1993 года был открыт музей Херсонского Троллейбусного Управления. На стендах отражены все периоды развития предприятия. Умелыми руками сотрудник предприятия В.И. Домущей создал макеты троллейбусов от первого МТБ-82Д до ЗиУ-9, территории предприятия и нового 2-го депо, строительство которого началось, но прекратилось из-за отсутствия финансирования. Здесь хранятся многочисленные кубки футбольной команды, грамоты, вымпелы, подарки…
________________________________________
1995 год
Коллектив троллейбусного управления отметил 35-ю годовщину херсонского троллейбуса. В Херсоне действуют 15 троллейбусных маршрутов. Последний, 15-й, связал район ХБК с Шуменским микрорайоном. Ежедневно на городские линии выходят до 100 – 105 троллейбусов. За 35 лет перевезено более 1 млрд. 700 млн. пассажиров. Не прекращается и строительство второго депо в районе Северного поселка. Его первую очередь предусматривается ввести в строй в конце года, а вторую – в конце 1996 года.
________________________________________
1996 год
Решением исполнительного комитета Херсонского городского совета депутатов №628 от 27.05.1996 г. Херсонское Троллейбусное Управление (ХТУ) было переименовано в Государственное Коммунальное Предприятие «Херсонэлектротранс».
________________________________________
2002 год
Начало года порадовало херсонцев появлением новых троллейбусов марки ЮМЗ-Т2. В город поступило 10 машин, построенных на ПО «Южмаш» (г. Днепропетровск). Все троллейбусы работают на маршруте №1: «Железнодорожный вокзал – ХБК». Они получили парковые номера 471 – 480. В городе 91 троллейбус, однако на линии выезжают далеко не все. Количество маршрутов снизилось до восьми.
Стоимость проезда составляет 40 коп.
________________________________________
2004 год
В Херсон поступает очередная партия днепропетровских троллейбусов ЮМЗ-Т2. 24 марта парк обновился 2-мя новыми машинами, а спустя пару дней поступило ещё 4 троллейбуса. Еще 1 троллейбус пришел в сентябре, средства на который в этот раз были выделены городским советом.
В январе 2004 года открыт некоммерческий интернет-проект «Городской транспорт Херсона», на страницах которого уделяется должное внимание подвижному составу троллейбусного парка города.
________________________________________
2007 год
Троллейбусный парк Херсона пополнился еще одним транспортным средством ЮМЗ-Т2. Троллейбус стоимостью около 774 тысяч гривен приобрели за средства гор- и госбюджета. Кроме стандартных элементов комфорта (удобные сидения, громкоговоритель), салон оснащен современным информационным табло с бегущей строкой.
________________________________________
2008 год
В январе 2008 года поступают два троллейбуса ЛАЗ Е186 с парковыми номерами 489 и 490, стоимость которых 860.000 грн. за одну машину (на январь 2008). В этом же году списываются троллейбусы с парковыми номерами №464, №386, №434. На счету г. Херсона подвижный состав составляет 98 троллейбусов.
________________________________________
2009 год
Списывается еще 6 троллейбусов с номерами 411, 422, 377, 367, 369, 385
________________________________________
2010 год
Списывается очередная партия троллейбусов ЗиУ-9 с номерами 380, 388, 448. Новых троллейбусов Херсон не получал

 

 

Обратная ссылка с вашего сайта

Оставьте комментарий

160