Геройский «испанец» доживал свой век в Херсоне.

Написано . в . Опубликовано в История, Новости

Виктор ХМЕЛЬ

В начале 60-х годов  из Одессы в Херсон было отбуксировано списанное судно «Львов», отслужившее свой положенный срок в составе Черноморского флота. Херсонский период жизни старичка начался достаточно весело, первоначально пароход служил плавучим рестораном, потом гостиницей, и наконец, был передан в распоряжение юных моряков херсонской детской флотилии. Более десятка лет юные херсонские моряки постигали морское дело на его борту. Пока, наконец, корпус стоящего на приколе судна окончательно не проржавел и компетентная комиссия  признала дальнейшую его эксплуатацию в качестве учебного судна, достаточно опасной.

В начале 80-х годов старичок «Львов»  закончил свою службу и был отбуксирован на стоянку у причала ОСВОДа, в районе Гидропарка. Несколько лет некогда белоснежный, а ныне изъеденный коррозией корпус парохода одиноко и грустно умирал под летним зноем  и слякотными херсонскими зимами, пока  придя в полную негодность, не затонул. Судно подняли, укрепили борта, заделали дыры и отбуксировали в Николаев на слом.

Так бы и закончил  старый пароход преданный забвению, свое существование, если бы  руководители Черноморского Морского Пароходства совместно с ВМФ СССР не решили, что прошлое  судна  достойно памяти потомков. Во время  работ по разделке корпуса, фрагмент обшивки судна с деталями такелажа был вырезан, перевезен в Одессу и установлен во дворе музея Морского флота. Мемориальная доска появившаяся рядом с новым экспонатом рассказывала о героической судьбе  парохода «Львов»…

В августе 1933 года в Испании на верфи «Union Naval de Levante SA», произошло торжественное событие: спуск на воду судна «Ciudad de Tarragona», построенного по заказу местной средиземноморской компании. Включившийся в работу по перевозке пассажиров и  грузов, в течении нескольких лет  пароход осуществлял рейсы между Испанией и Канарскими островами. А потом в стране началась гражданская война…

я41

В самый ее разгар, когда  силы республиканских войск уже основательно иссякли,   Советский союз, помогавший республике боевой техникой, оружием, военными специалистами, медикаментами и продовольствием, по соглашению с правительством  Народного фронта предоставил убежище и защиту испанским детям. Впрочем, убежище юным испанцам представил не только Советский союз. С 1937 по 1939 год, в Великобританию, Францию, Швейцарию, Голландию и даже в Мексику было вывезено более 30 тысяч испанских детей.

В Советский Союз детей- беженцев везли двумя морскими маршрутами, северным и южным. Первое судно с маленькими республиканцами  холодными водами Балтики прибыло в гавань Кронштадта весной 1937 года. Почти одновременно с северным путем начал действовать канал эмиграции через Черное море, с конечным пунктом в Одессе. Отсюда детей развозили по детским домам, открытым специально для маленьких испанцев. На территории Украины таких домов было пять.

Один из них располагался в Херсоне. В июле 1938 года в Одесский порт прибыл из Картахены белоснежный испанский пароход«Ciudad de Tarragona», который привез очередную партию детей. Это был последний международный рейс испанского судна. По прибытии в советский порт, пароход стал на длительный ремонт, а уже весной 1939 года, когда испанская республика потерпела поражение «Tarragona» «стала» советским судном и изменила прежнее свое название на «Транспорт №3». Первоначально планировалось перевести пароход на Дальний Восток, однако в связи с обострившейся международной обстановкой рейс конфискованного судна не смог состояться. Поэтому осенью 1939 года «Транспорт №3», был переименован во «Львов» и включен в число судов Черноморского Морского Пароходства.

В предвоенный период пароход совершал рейсы между Одессой, Крымом и Кавказом,   перевозил грузы и пассажиров. Есть сведения, что появлялся он и в Херсоне, во всяком случае, в Интернете встречаются фотографии судна с подписью «Пароход «Львов» у причала Херсонского порта. 1940 год».

я36

Мирная служба грузо-пассажирского судна прервалось с началом Великой Отечественной войны.  20 июня 1941 года «Львов» вышел из Одессы, а уже двадцать второго, находясь в Керченском порту, стал судном военным и после перекраски, переоборудования и вооружения тремя орудиями и пулеметом ДШК, превратился в плавбазу подводных лодок Черноморского Флота. В конце октября 1941 года фашисты подошли к Севастополю. А уже в начале декабря подводные лодки Черноморского флота в спешном порядке были переведены на Кавказ. Вместе с ними ушел и «Львов» под завязку загруженный оборудованием береговой базы. Это был последний рейс прохода в качестве плавбазы подводного флота.

я38

По прибытии на Кавказ судно передали медицинской службе Черноморского флота и переоборудовали в санитарный транспорт. На «Львове» была устроена операционная , несколько перевязочных, а все имеющиеся на судне помещения приспособили под палаты для раненых. Помимо экипажа в 100 человек,  согласно штатному расписанию санитарному транспорту был придан медперсонал, состоящий из 5 врачей, 12 медсестер и15 санитаров.

Для защиты от врага с воздуха, на пароходе дополнительно установили два зенитных орудия и несколько зенитных пулеметов. Первые свои рейсы санитарное судно совершило в последних числах декабря в осажденный фашистами Севастополь. Под массированным вражеским огнем защитникам города были доставлены боеприпасы и продовольствие, а обратно санитарный транспорт шел загруженный ранеными бойцами и остававшимися в городе детьми. Подобных рейсов под не прекращающемся огнем врага, в те лихие, военные годы в жизни парохода оказалось не мало

В августе 1942 года в Сухумском порту при погрузке  боеприпасов , «Львов» подвергся налету вражеской авиации.  Экипаж судна, плотным огнем отражающий вражеские атаки, понес крупные потери. Две авиационные бомбы, попавшие в кормовую надстройку, вызвали на судне серьезный пожар. В любую минуту на пылающем судне могли сдетонировать загруженные в трюмы боеприпасы.

И все же, морякам удалось не только отогнать фашистов, но и локализовать пожар на судне. После вражеской атаки пароходу потребовался серьезный ремонт в Поти. Впрочем уже после выхода из ремонта, почти ежедневно, в течении трех недель  судно испытывало на себе массированные удары вражеской авиации господствующей в небе над Черным морем.

25 сентября на траверзе селения Хоста, расположенного между Сочи и Адлером, «Львов» подвергся нападению значительной группы вражеских бомбардировщиков и штурмовиков. Вода закипела от разрывов снарядов и авиабомб. В общей сложности на пароход было сброшено более сотни бомб. Судно, получившее множество повреждений и разрушений корпуса стало тонуть. Отбиваясь от неприятеля остатками боезапаса, моряки сумели направить горящее судно к берегу и посадить его на мель. Фашистские летчики, посчитавшие советское судно уничтоженным, просчитались. Моряки погасили огонь, заделали пробоины и откачали из трюмов воду. Подоспевший поздно ночью буксир сорвал судно с мели и отбуксировал его в Поти на ремонт.

я39

Следующий героический эпизод с участием санитарного судна произошел в феврале 1943 года. На подходе к Геленджику «Львов» был атакован фашистскими торпедными катерами. Маневренность судна и умелые, слаженные действия его команды позволили уклониться от десяти торпед выпущенных по пароходу! Вслед за тем всею мощью имеющегося на судне вооружения черноморцы обрушились на нападавшего врага. Понеся значительные  потери, фашисты вынуждены были отступить.

Трудно подсчитать хотя бы приблизительно количество грузов и боеприпасов перевезенных судном за годы войны . Как и не подсчитать  всех спасенных и эвакуированных на пароходе раненных советских воинов. Известно лишь, что таковых было сотни тысяч человек.

В мае 1944 года, ратный подвиг и героизм экипажа был отмечен высокой наградой Родины. Судно наградили орденом «Красного Знамени».

После окончания боевых действий на Черном море, санитарный транспорт «Львов» был расформирован и стал использоваться в качестве грузового судна. Лишь спустя год после окончания Великой Отечественной войны «Львов» возвратился к мирной жизни. В 1946 году судно возвратилось в состав судов Черноморского Государственного Морского пароходства. Было поставлено на длительный капитальный ремонт и в 1947 начало совершать регулярные рейсы между Одессой и Батуми.

я40

Послевоенная биография героического судна оказалась довольно разнообразной, в 1952 году «Львов» был передан в состав Азовского Государственного Морского пароходства и совершал пассажирские перевозки между портами Черноморско-Азовской линии, с заходом в Херсон.

В 1964 году было принято решение о выводе судна из эксплуатации, а последним рейсом краснознаменного «Львова», стал рейс по местам боевой славы судна.

http://alsah59.blogspot.com/search

Обратная ссылка с вашего сайта

Оставьте комментарий

126